домой каталог личный кабинет

«Это был человек гордый»

Очередное заседание секции прозы Клуба литераторов 13 октября было посвящено 210-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова (1814–1841). Темой мероприятия были выбраны прозаические произведения писателя.

Руководитель секции прозы Борис Нестеренко осветил основные вехи жизни М. Лермонтова и охарактеризовал его прозаические произведения. Неоконченный роман «Вадим» (1833). Роман повествует о восстании под предводительством Пугачева и основан на реальных событиях, происходивших в Пензенской губернии в середине семидесятых годов XVIII столетия. В произведении ярко проявляется романтический стиль, который характеризуется обширными описаниями с применением различных украшений текста. Вместе с тем иногда встречаются абзацы с реальным разговорным языком, что было относительно новым явлением.

Неоконченный роман автобиографического свойства «Княтиня Лиговская» (1836) содержит сатиру на светскую жизнь того времени. Чувствуется явный переход от романтизации к реализму. Очерк «Кавказец» (1841). Относится к числу так называемых «физиологических», списан с родственника М. Лермонтова П.П. Шан-Гирея. Азербайджанская сказка «Ашик-Керим» (1837) отмечена как произведение с нехарактерным для М. Лермонтова счастливым концом. Очерк «Панорама Москвы» (1831) Лермонтов сочинил по заданию учителя русской словесности в Школе кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. Неоконченная повесть «Штосс» (1840) – это сплав романтической новеллы, светской повести в стиле А. Пушкина, «черного романа» о привидениях с «физиологическими» описаниями петербургских окраин.

Однако основное внимание было уделено самому знаменитому прозаическому произведению М. Лермонтова «Герой нашего времени» (1840). Для организации обсуждения этого произведения была приглашена О. Баскова, самый востребованный писатель Севастополя и одновременно талантливый учитель русского языка и литературы. Она провела детальный разбор этого произведения с двух точек зрения: традиционной (основанной на мнении Белинского) и современной. Состоялась длительная оживленная дискуссия, в которой приняли участие практически все присутствовавшие. При этом обсуждалась структура произведения; эволюция личности главного героя Печорина; причины его негативного поведения; типичность личности Печорина для лиц его круга в те времена; связь произведения с судьбой самого писателя; роль религии в моральном ограничении поступков человека; связь боевых действий Кавказской войны с трансформацией личности людей, в ней участвующих; значение произведения для российского общества во времена Лермонтова и сейчас; восприятие произведения молодежью в наше время.

В заключение дискуссии об этом произведении Борис Нестеренко привел мнение Льва Толстого о значении прозы Лермонтова для русской литературы: «Теперь уж проза Пушкина стара… Теперь интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий».

 

Больше новостей:

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год защитника отечества общество русской культуры СБА