домой каталог личный кабинет

Просто идти рядом…

Последние три года в Севастополе ведется активная работа по реализации государственной программы «Доступная среда», цель которой — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Основными задачами программы являются обеспечение равного доступа инвалидов к культурным, образовательным объектам, к реабилитационным и абилитационным услугам, профессиональному развитию.

С постепенной адаптацией инфраструктуры города под нужды этой группы населения все большее число людей с ограниченными возможностями здоровья вливаются в общественную жизнь, выбирая активную жизненную позицию – в противовес позиции стороннего наблюдателя. Они участвуют в работе общественных организаций, учреждений культуры, образования, все большее число инвалидов предпочитает учиться в обычных, а не специализированных учебных заведениях.

Но тут появляется новый вопрос — насколько общество готово к этой интеграции? Как следует себя вести, чтобы слова «равный среди равных» не оставались пустым звуком. Какие компетенции нужно развивать сегодня работникам медицины, образования, культуры, т.е. сотрудникам тех учреждений, где в первую очередь происходит взаимодействии с людьми с ОВЗ.

Библиотеки Централизованной библиотечной системы для взрослых уже третий год активно работают в этом направлении: проводится работа по адаптации библиотек к нуждам людей с ОВЗ, открыт и работает единственный в городе Отдел для незрячих и слабовидящих, оснащенный современным оборудованием, в июне 2018 года на базе библиотек во второй раз пройдут «Дни инклюзии в Севастополе», цель которых — повышение социальной и деловой активности инвалидов г. Севастополя.

Все больше инвалидов приходят в библиотеки, принимают участие в проводимых мероприятиях, сами выступают инициаторами и организаторами инклюзивных мероприятий, которые вызывают живой интерес у читателей и сотрудников библиотек. Но как оказалось не все библиотекари готовы к такому взаимодействию, ведь для того чтобы создать комфортные условия для людей с ОВЗ одних благих намерений мало, необходимы и определенные знания. Именно это послужило толчком для проведения курсов повышения квалификации «Формирование навыков коммуникативных компетенций для взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья» для сотрудников библиотек системы. Эти курсы были разработаны специально для сотрудников социальной сферы, совместно АНО «Белая трость» и ГАУДПО Свердловской области «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления».

16 и 21 мая 2018 года на базе библиотеки-филиала №3 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» прошли курсы повышения квалификации для библиотекарей системы, организованные ЦГБ им. Л.Н. Толстого и региональным отделением АНО «Белая трость». Выбор места проведения учебы не случаен, ведь эта библиотека одна из первых в Севастополе, где созданы оптимальные условия доступа для людей с ОВЗ.

Курсанты прошли четыре тренинга по взаимодействию с инвалидами различных нозологических групп (нарушения зрения, нарушения слуха, поражение опорно-двигательного аппарата, ментальные нарушения).

Первый тренинг был посвящен взаимодействию с людьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ведущая тренинга Ксения Злобина рассказала об основных правилах общения с этой группой читателей, которые помогут избежать неловких ситуаций, например, при общении с человеком в инвалидной коляске необходимо стараться сделать так, чтобы глаза собеседников находились на одном уровне, также необходимо помнить, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека и т.д. Здоровый человек, как правило, редко задумывается над физической доступностью места проведения мероприятий, и при выборе мета не всегда его учитывает, но если планируются мероприятия с участием инвалидов, лучше заранее продумать все нюансы.

Второй блок обучения был посвящен взаимодействию с людьми с нарушением зрения. Сегодня это, пожалуй, наиболее мобильная группа инвалидов: люди с нарушением зрения ведут активный образ жизни, полноценно работают, путешествуют, читают. Тренер это блока Евгения Малышко (г. Москва) — прекрасная тому иллюстрация. Евгения практически не видит, но при этом она активно путешествует, работает гидом, говорит на испанском, французском языках. Ее сложно назвать беспомощной. Поэтому ее тренинг носил чисто прикладной характер: как правильно предложить помощь, возможно ли привлечь внимание физическим контактом, как проводить слепого до нужного места и множество других бытовых моментов, которые позволят сотрудникам библиотек избежать неловкости.

Главной темой третьего тренинга стало взаимодействие с людьми с ментальными нарушениями здоровья. Его провела сотрудник «Центра социального обслуживания пенсионеров и молодых инвалидов» Семенова Лариса, которая уже много лет занимается адаптацией молодых инвалидов. Общение с этой группой людей требует большого терпения и такта, необходимо помнить, что спокойный уверенный тон, доброжелательность — именно это требуется при общении с ними.

И последний тренинг был посвящен работе с инвалидами по слуху. Сурдопереводчик Лариса Хожаинова рассказала об особенностях общения с людьми с нарушением слуха, познакомила присутствующих с основными правилами: смотреть прямо, четко произносить слова (большинство глухих хорошо читают по губам), если существуют трудности при устном общении, можно спросить, не будет ли проще переписываться. Курсанты выучили также несколько простых слов жестового языка, которые позволят легче установить контакт.

Каждый из блоков содержал практическую часть для закрепления теории: слушателям было предложено помочь спустится с бордюра человеку на коляске, провести по библиотеки слепого, и с повязкой на глазах попробовать самому преодолеть этот маршрут, составить небольшое предложения на языке жестов. Как заметила тренер Е. Малышко, — «для многих эти простые вещи оказались стрессом, но необходимо помнить, что сами инвалиды уже осознали свое состояние и научились с этим жить, и от библиотекарей требуется не гипертрофированная опека, а дружеская помощь в случае необходимости».

Рассмотренные в ходе обучения вопросы еще раз показали, что инклюзия – это не улица с односторонним движением: надо понимать, что процесс интеграции происходит взаимообразно — инвалиды интегрируются в мир здоровых людей, а здоровые люди погружаются в мир инвалидов. И пока, к сожалению, проигрывают им в желании принять и понять…

Проведение подобной учебы позволяет не только сформировать необходимые компетенции взаимодействия, сломать определенные психологические барьеры, существующие сегодня, но и научиться испытывать не жалость, а уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья, и наконец осознать, что мы должны не вести, а просто идти рядом — как равные с равными.

Елена Нутрачено,
гл. библиотекарь ЦГБ им. Л. Н. Толстого

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив