домой каталог личный кабинет

История строительства железной дороги в Севастополе

ТВ-проект «Если бы не Севастополь…» (февраль)

Как нам с вами знакомы слова: «С первого пути отправляется…» Провожающие суетятся, всматриваясь в окна вагонов, уезжающие устраиваются поудобнее на полках. Электровозы, тепловозы, составы, вагоны, платформы… Царство железнодорожников. Когда же это царство появилось?

железная дорога

Считается, что именно в период Крымской войны Севастополь стал железнодорожным центром Крыма. 

На самом деле мы можем с вами выделить несколько этапов использования железнодорожной системы для перемещения внутри города.

Первый из них…

В 1783 году основан Севастополь. Нужно было его отстраивать – адмиралтейство, госпиталь, казармы, причалы. Дороги раскисали от весенней и осенней распутицы. Для перевозок не очень подходила.

В 1843 году в городе под руководством мичмана Волохова была построена первая грузовая конно-железная дорога. По ней подвозили камень из Каменоломенного оврага к причалу в Инкермане для доставки его оттуда морем в Южную бухту (для строительства административных сооружений и жилого фонда). Об интенсивности грузоперевалки можно судить по тому, что причальная стенка в Инкермане была протяженностью километр.

Этап Второй….

железная дорогаК сожалению, первая ж.д. на паровой тяге в Крыму создавалась не во благо людей – ее целью было нести страдания и разрушения.

Построенная от мирной Балаклавы к Севастополю, она с завидной регулярностью доставляла на линию фронта смерть, упакованную в ящики с боеприпасами. «Английская железка», так называли эту дорогу…

Британские сцены и суровые будни английской армии во время Крымской войны запечатлел в своих знаменательных картинах Уильям Симпсон – ведущий шотландский и английский художник. Работая военным корреспондентом он сделал многочисленные репортажные серии рисунков с театра военных действий на полуострове. Много зарисовок и по теме строительства железной дороги.

Следующий этап…

железная дорога

Проекты строительства ж.д., которая соединила бы полуостров с «большой землей» начали появляться после Крымской войны.

Полуостров развивался и его новые промышленные предприятия ждали сбыта на материк, а курорты – отдыхающих.

Подрядчиком Московско-Курской ж.д. был промышленник, меценат Петр Губонин. Руководил строительством ж.д. на Севастополь и ее ветки вдоль Южной бухты военный инженер Михаил Николаевич Анненков. Строили дорогу выходцы из крестьян почти всех губерний Российской Империи. Поистине титанический труд был затрачен на пробивку шести тоннелей на участке Мекензиевы горы —Севастополь… Предстояло построить Камышловский и Инкерманский мосты, переместить тысячи тонн скальных пород на подступах к Мекензиевым горам.

15 сентября 1875 г в Севастополь прибыл первый товарный состав, и с этого же месяца началось и постоянное движение пассажирских поездов Москва- Севастополь. Для города это поистине историческое событие…

Не менее интересна и история железнодорожного вокзала.

железная дорога

Первый железнодорожный вокзал в Севастополе появился в конце XIX века. На том месте, где он находится, в устье Южной бухты, когда-то были кишащие малярийными комарами болота и соляные озера, в которых добывали соль.

В 1830–1840-х годах на Корабельной стороне Севастополя строились новые адмиралтейские верфи, при этом было срыто несколько миллионов кубометров земли и дробленого камня. Их нужно было куда-то вывозить. И этому грунту нашли удачное применение: засыпали вышеупомянутые болота и озера. На этом низинном месте (оно получило название Пересыпь) в 1875-м и возвели вокзал.

Старое здание севастопольского вокзала было построено таким образом, что прямо к его центральному входу могли подниматься экипажи знатных горожан — для этого был сделан специальный пандус (его можно увидеть на старых открытках).

В начале XX века, когда завершилось строительство трамвайной ветки между Портовой улицей и вокзалом, трамваи стали подходить прямо к ступенькам центрального входа, сюда же подкатывали извозчики, стремясь перехватить состоятельных клиентов…

После освобождения города (1944) железнодорожники и жители города отремонтировали туннели, расчистили и расширили пути, по которым в июле 1944 г пришел первый поезд из Москвы.

А почти полностью разрушенное здание вокзала восстановлено в 1950 г по проекту архитектора Боголюбского.железная дорога

Читайте об истории создания железной дороги в Севастополе:

Прокопенков, В.Н. Балаклава //Севастополь на литографиях и гравюрах : альбом / авт. проекта В. Н. Прокопенков. - Симферополь : Салта ЛТД, 2010. – С. 140-185.

Прокопенков, В.Н. Вокзал //Севастополь на фотографиях и открытках = Photographs and picture cards of Sevastopol = Fotos und Ansichtskarten von Sewastopol : фотоальбом / авт. проекта В. Н. Прокопенков ; ред. М. П. Апошанская. - Симферополь : Салта ЛТД, 2009. – С. 133-137.

Шавшин, В.Г. Тоннели //Севастополь: Энциклопедический справочник. — 2-е изд., доп. и испр./В. Г. Шавшин. — Севастополь; Симферополь, 2008. — С. 886-887.

Дьяконова, И.А. Губонин Петр Ионович// Севастополь: Энциклопедический справочник. — 2-е изд., доп. и испр./ И.А.Дьяконова. — Севастополь; Симферополь, 2008. — С. 886-887.

Достойный поклонения. Восточная (Крымская) война 1853-1856 годов: Первая героическая оборона Севастополя / Сост. В.В. Крестьянников. - Севастополь : Арт-Политика, 2005. - 287 с (с.115)

Шавшин, В. Г. Севастополь в истории Крымской войны / В.Г. Шавшин. - Севастополь ; Киев : Телескоп: Арт-Политика, 2004. - 287 с.

Шавшин, В.Г. Мемориальная доска в память об английской железной дороге //Каменная летопись Севастополя/В. Шавшин. — Севастополь-Киев.,2003. — С. 276-277.

Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь : [в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами] / издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон ; [под редакцией профессора И. Е. Андреевского]. - Санкт-Петербург : Типография акционерного общества Брокгауз-Ефрон, 1890 - 1907. - Редакция до буквы В: профессор И. Е. Андреевский ; последующих томов К. К. Арсеньев и профессор Ф. Ф. Петрушевский ; дополнительные тома К. К. Арсеньев и профессор В. Т. Шевяков. - Издание выходило полутомами с последовательной нумерацией выпусков на корешках переплета.

Т. 11А (22) : Евреиновы - Жилон. - 1894 (Типо-Литографія И. А. Ефрона). - [VIII], 491, [4] с. : [7] вкл. л., [8] л. карт ; 25 см. - (в пер.) : 3.00 р. -Железные дороги. – С.173-832

Солдатова, О. Н. К истории проектирования железной дороги по южному берегу Крыма в конце XIX-начале XX веков: [Участок в Севастополе, фотографии] / О. Н. Солдатова // Всеобщая история. - 2017. - №2. - С. 20-35.

Пупкова, Н. Английская "железка". Как в Крыму первая железная дорога появилась: [История строительства дороги в 1971 г., роль П. Губонина. Дорога, построенная англичанами в Балаклаве во время Крымской войны] / Н. Пупкова // Крымская правда. — 2016. — 15 марта. — С. 3 ; Севастопольская газета. — 2016. — 31 марта. — С. 11.

Пупкова, Н. Часовня, каблук и "Белый лебедь": (История Лозово-Севастопольской железной дороги и симферопольского вокзала. 140 лет назад в Крым приехал первый поезд) / Н. Пупкова // Крымская правда. —2014. —29 октября. — С. 3.

Ткаченко, С. Отсюда начинался Севастополь: (История застройки Севастополя. Южная бухта 250 лет назад, ее топонимы. Пристани Южной бухты. Строительство железной дороги и вокзала) / С. Ткаченко // Крымская правда. —2011. — 12 января. — С. 1,4.

Прослушать выступление

Просолина Е.Е., заведующая информационно-библиографического отдела ЦГБ им. Л.Н. Толстого

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив