О литературных приёмах профессионального писателя
27 октября в библиотеке-филиале № 6 Центр семейного чтения и досуга ГБУК г. Севастополя «РИБС» начался новый годичный цикл обучения в Клубе литераторов. Руководитель секции прозы Борис Нестеренко провел лекцию на тему «Профессионализм писателя. Основной литературный приём». Им были детально разобраны такие понятия как литература, литературный язык, виды и жанры литературы. Докладчик остановился на юмористической инструкции А.П. Чехова «Правила для начинающих авторов» и рекомендации Э. Хемингуэя по списку книг, необходимых для прочтения начинающими авторами, куда вошли произведения С. Крэйна, Г. Флобера, Д. Джойса, С. Моэма, Л. Толстого, Т. Манна, Д. Мура, Ф. Достоевского, Э. Каммингса, Э. Бронте, Г. Джеймса, У. Харсона.
Далее лектор остановился на основном литературном приёме, который ярко проявляется в творчестве писателей-классиков, приводя примеры их произведений. Это подтекст у А. Чехова в рассказе «Смерть чиновника», скрытый смысл у И. Бунина в рассказе «Господин из Сан-Франциско», скрытый смысл у А. Куприна в рассказе «Анафема», скрытый смысл у В. Шукшина в рассказе «Срезал», подтекст у Бр. Гарта в рассказе «Как Санта-Клаус посетил Симпсон-бар», «айсберговый подтекст» у Э. Хемингуэя в повести «Старик и море», скрытый смысл в сборнике Д. Сэлинджера «9 рассказов». Отдельно был проведён анализ творчества Сэлинджера севастопольским писателем Александром Волковым. По заявлению Б. Нестеренко «Нечто прямо не высказанное (скрытый смысл, подтекст) и является основным литературным приемом настоящего писателя».
Во второй части лекции литераторы остановились на истории выявления этого приёма и его структуре через теорию «Дхвани-раса», обобщенную А. Волковым в его книге «Айсберговый подтекст» («Материал для сочинителей»). При этом были проанализированы понятия «аланкар», «гун», стилей в древнеиндийской поэзии и открытие в IX веке ученым Анандавардхалом понятия «дхвани» (потаённый смысл, подлинное поэтическое значение). «Дхвани» является возбудителем в мозгу человека соответствующего эмоционального состояния, называемого «раса», что вызывает, в свою очередь, эстетическое наслаждение, которое и является конечной целью любого художественного произведения. Всего «раса» насчитывается 10.
Во второй части семинара участники Клуба литераторов читали свои произведения. На суд читателей были представлены рассказы В. Олейника «Неожиданная встреча», В. Лесуновой «Привязалась», И. Арутюновой «Очищение», А. Нагорного «Полёт», Г. Зелёнкиной «Помню как-то», Е. Даньшиной «Крик чайки», Л. Жоголевой «Ихтиандр».
Марина Сидорец, сотрудник библиотеке-филиале № 6
Центр семейного чтения и досуга
Больше новостей: