домой каталог личный кабинет

Лев Толстой и музыка

«Да я сам не знаю себя, понятия не имею во всю длинную жизнь свою, только изредка кое-что из меня виделось мне».
Л. Толстой

В воскресенье 18 июня в библиотеке-филиале № 7 ГБУК «ЦБС для взрослых» состоялся литературно – музыкальный вечер «Лев Толстой и музыка», участниками которого стали читатели библиотеки и члены клуба «Вдохновение». Открывая мероприятие, заведующая библиотекой Стасовская Людмила Павловна представила вниманию участников мероприятия книги – дневники, избранные произведения Льва Толстого, воспоминания современников, запечатлевших образ великого писателя, и отметила, что мы много знаем о Толстом как о писателе, но мало кто знает о любви Льва Толстого к народным песням.

«Люблю музыку больше всех других искусств», — говорил Толстой.

Это признание освещает его жизнь и творчество с новой и неожиданной стороны.

Лев Николаевич Толстой создал свой художественный мир, который более 150 лет познает все человечество. Какое место в его творчестве занимает музыка?

Решетняк Лидия Васильевна, профессор кафедры теории музыки и композиции Донецкой консерватории им. С. Прокофьева, доцент кафедры русской филологии Донецкого университета, кандидат искусствоведения, активный член клуба «Вдохновение», сейчас на пенсии и занимается исследованием жизни и творчества Толстого, связанных с музыкой.

На примерах нескольких показательных музыкальных произведений попыталась «оживить» для современного слушателя реальную музыку той эпохи, начиная с официального Гимна Российской империи в романе «Война и мир». Он звучит в сцене встречи князя Багратиона в Московском дворянском собрании. Авторы – Гаврила Державин и Осип Козловский сочинили торжественный полонез «Гром победы раздавайся» в честь взятия Измаила, он и стал государственным гимном вплоть до 1833 года. На сюжеты Толстого написаны оперы («Война и мир» С. Прокофьева), балеты («Анна Каренина» Р. Щедрина), но только у него есть повесть, рожденная музыкальным произведением – Крейцеровой сонатой Людвига ван Бетховена. Соната для скрипки и фортепиано посвящена французскому композитору скрипачу Родольфо Крейцеру. В повести Толстой не только описывает музыку сонаты, которая стала драматургическим центром литературного произведения, но и высказывает устами главного героя свои мысли о гипнотической силе воздействия музыки, звучащей очень своевременно.

Толстой постоянно отмечает, фиксирует различные музыкальные детали человеческой жизни даже на войне. В третьем «Севастопольском рассказе» русские офицеры слушают Арию из оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур» (по роману Вальтера Скотта). Для Толстого ария Лючии представлялась одним из прекрасных музыкальных произведений, который помогал человеку жить в грохоте пушек. Завораживающий рассказ Лидии Васильевны о музыке в творчестве писателя сопровождался игрой на фортепьяно. Писатель любил фортепьянную музыку Бетховена. В повести «Детство» маман играет «Патетическую» сонату №8, и Толстой передает свои детские музыкальные впечатления, анализирует их.

В его жизни музыка звучала постоянно. Пианист Александр Гольденвейзер долгие годы исполнял для него все сонаты Бетховена. Толстому нравилась и инструментальная музыка П. Чайковского. Услышав вторую часть струнного квартета, в котором звучит народная песня «Сидел Ваня на диване», Толстой прослезился, чем Чайковский был очень горд.

Лев Толстой хорошо знал музыку, что видно по многочисленным специальным терминам, рассыпанным в его повестях и романах: интервалы трезвучия, гамма, сольфеджио и др. В его произведениях часто встречаются и упоминания о народных русских песнях – «Ах вы, сени мои, сени», «Барыня», «Как со вечера пороша», «Шла девица за водой». На святках все поют народные русские песни, пляшут, водят хороводы. Все члены семьи Ростовых из романа «Война и мир» умеют играть на клавикордах (т. е. фортепиано). В романе упоминаются ноктюрны и баркаролы, арии, которые поёт Наташа по-итальянски. Лев Толстой (как Николой Ростов и Пьер Безухов) сам умел играть на фортепиано и оставил нам единственный лирический вальс, который записал для потомков композитор Сергей Танеев.

Мероприятие сопровождалось видео-портретами Льва Толстого и музыкальным сопровождением Лидии Решетняк на фортепиано. Всем гостям вечера и любителям творчества Толстого было интересно узнать великого писателя с этой неожиданной стороны.

Стасовская Людмила Павловна, заведующая библиотекой-филиалом №7 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых»

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив