О солнце, хлебе и… счастье
17 мая, в преддверии Дня славянской письменности и культуры, в библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» в рамках совместного с Ремесленной палатой Севастополя проекта «Мозаика ремесел» открылась выставка «О солнце, хлебе и… счастье».
Существует большое количество противоречивых свидетельств, как в пользу, так и против существования письменности у славян в дохристианские времена. Какой была докириллическая письменность славян: черты, резы, руны… свято-русская Буквица, глаголица?..
На своей выставке «О солнце, хлебе и… счастье» мы хотим рассказать о том, чему наши предки придавали важное значение и передали нам в наследство. Эти послания – часть народной веры, наши древние славянские символы.
Примеры славянских узоров и символов представлены на лоскутном одеяле – коллективной работе учениц ГБОУ СОШ №22 под руководством мастера Ремесленной палаты Севастополя Е. Ларионовой. Все фрагменты вышиты старинным швом «Роспись». Изображения животных и птиц стилизованы под традиционные русские узоры.
В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. Производство ткани и одежды было дорогим, поэтому экономные хозяйки сохраняли любые остатки тканого материала, которые затем использовались для ремонта и обновления одежды. Со временем отсюда родилось лоскутное рукоделие, из неиспользованных кусочков создавались самостоятельные изделия – одеяла, панно, подушки... Но, помимо этого, наши суеверные предки шили полотна с целыми картинами, которые несли определенную смысловую нагрузку. Например: вышитое изображение животных или птиц в паре (бабочки, голуби, рыбы) означало семейное благополучие, дерева или журавля – долголетие, лебедя – верность; конь был оберегом домашнего очага, символом доброты. Такие картины создавались как для своей семьи, так и для подарка, тем самым рукодельницы дарили удачу и благополучие своим родным и близким.
До крещения Руси восточные славяне поклонялись многочисленным языческим божествам, что оставило свой отпечаток и на повседневном быте. Так, например, наши предки поклонялись Хорсу – богу Солнца как основному источнику жизни. В повседневной жизни образ Солнца символизировал хлеб. На Руси во все времена к хлебу было отношение особое. Хлеб считался ритуальным блюдом, дающим силу, и его приготовление сопровождалось сложными ритуалами. Об этом говорят существовавшие многие сотни лет поверья и обычаи славян, связанные с хлебом. Отголоски многих из них сохранились и до наших дней. Хлеб имел у древних славян и своеобразное юридическое значение: помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, исполнял роль печати на народных договорах. Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба. О хлебе сложено множество пословиц и поговорок, написаны книги, стихи, рассказы, часть из которых представлена на книжной выставке, кроме того на выставке вы сможете ознакомиться с литературой о культуре и быте древних славян. В народе о хлебе говорили, как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Пекли хлеб один или два раза в неделю. До революции хлеб был только круглым, или в форме кольца. И это было неспроста: через отверстие этого хлеба (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы защитить себя от внешнего магического воздействия. Но и круглым хлеб был не всегда. Изначально хлебом у славян было жидкое хлебово, откуда и появилось слово хлеб. Его буквально хлебали ложками, и хлебом называли всякую пищу, произведенную из зерна и муки, в том числе и кашу. Ржаной хлеб называли мякушкой, из житной муки – житником, из овсяной – овсяником, из гороховой муки – гороховик. Пшеничная мука была доступна не всем, белый хлеб на дрожжах называли ситник, его пекли по большим праздникам, например, на свадьбу. На Руси отправляясь свататься, всегда брали хлеб: на хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом. После венчания молодых встречали хлебом и солью. Главным угощением был свадебный каравай – символ изобилия и богатства будущей семьи. Поэтому пекли его с особенным размахом. На свадьбе перемешивали хлеб, испечённый в доме невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи». Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Печь была теплой, тесто предохраняло от перегрева, подлечивало не совсем развитую кожу младенца, равномернее распределяло тепло, а заговорами отсчитывали время. И это не страшный и необъяснимый варварский обряд, а удивительно верное при тогдашнем уровне развития медицины средство, спасшее тысячи недоношенных детей. Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу? По русскому обычаю, когда семье рождался ребенок – пекли хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на доли, части. Новорождённому тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с частью» жизненных благ. Говорят, что так и произошло слово «счастье».
В качестве предметного плана на выставке использованы работы мастеров Ремесленной палаты Севастополя. Рушники и полотенца с вышивкой «роспись» и «белая строчка» выполнены мастером Ремесленной палаты А. Кузнецовой. Авторская кукла в чулочной технике – О. Волокитиной. Народная кукла – Е. Ларионовой. Керамическая посуда сделана мастером Ремесленной палаты Е. Русиновской-Саксоновой. На домотканом полотенце (семейная реликвия прошлого века) все образы вышивки – это пожелания здоровья роду, хорошего урожая, сытой жизни!
Выставка в библиотеке продлится до 30 мая.
Н. Панкова
заведующая библиотекой-филиалом №12
ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых»