домой каталог личный кабинет

НА КОНЧИКЕ ПЕРА

«Никитин – великий комиксист, - изрек, обитающий где-то в столицах исследователь российского комикса и организатор проекта «Наука о комиксах» Алексей Павловский. – Наполеон менее велик, чем Никитин». Сотрудники библиотеки-филиала № 30 (пос. Любимовка) Центральной библиотечной системы для взрослых, нашли проживающего в Балаклаве художника и провели у себя творческую встречу с читателями.

В нынешнем году Алексею Никитину исполнится 40 лет. В течение 30 лет из них он увлеченно рисует комиксы. В начале лихих 90-х годов минувшего века его сверстники мечтали стать моделями, рэкетирами. Наш герой, отвечая на соответствующий вопрос предложенной в школе анкеты отрезал: «Хочу стать комиксистом».

«Откроем на нужной странице неподъёмный словарь: «Появились (комиксы. - автор) в конце ХIХ века в газетах США. В середине ХХ века комикс – один из популярнейших жанров «массовой культуры». В самом деле, б-р-р, какой ужас: даже в лихие 90-е: США, «массовая культура». Всё же он одолел конкурс при поступлении в «Муху». Художественно-промышленная академия в нынешнем Санкт-Петербурге носит имя известного скульптора В. И. Мухиной. Нынче в своём названии академия изменила менее известному А. Л. Штиглицу. Тем не менее в студенческой среде осталась «Мухой».

Титулованным профессорам, видимо не закрывают глаза требования казённых бумаг при встрече на пути с оригинальным талантом. Они не ломали Никитина через колено, рисуй яблоко, рисуй гипсовую голову… как все. Алексей был верен комиксам. Вместо того, чтобы выгнать упрямца на улицу, его внесли в список студентов-бюджетников. Как-то в профессорской на полочке Алексей засёк свою первую книгу. «Твоя?», - спросили наставники. «Угу», - несмело протянул студент. «Надо же!..» - услышал в ответ.

Слово «комикс» в переводе с английского означает «комический, смешной». Так и было. Кирпичи словарей 35-40-летней давности приписывают этому направлению художественного творчества исключительно развлекательный, приключенческий характер. Далее, говорили составители словарей, пойдут комиксы-ужасы, страшилки, одним словом. Как без них при жизни такой. Но выставка книг комиксов, оформленная в библиотеке пос. Любимовка при содействии Алексея Никитина, - свидетельство смелого вторжения перьев комиксистов в иные сферы жизни и деятельности общества. Кумир Алексея с младых ногтей Аскольд Акишин, например, предложил нам своё рисованное жизнеописание. Американец Джо Сакко пустил по миру томище (тысячи кадров-рисунков!) «Палестина» - о трагедии палестинского народа. Француз Ложье Паскаль – сценарист и кинорежисёр, влюблённый в русскую литературу, - создал графическую адаптацию «Ибикуса» - повести Алексея Толстого. Это не книга даже, а настоящий фолиант. Десятилетний Алексей Никитин придумал Квак Лягушонкина и длительное время был верен ему. Его книга «Britolz» - дань увлечения «ливерпульской четвёркой» в юности. В настоящее время Алексей – автор книг по текстам писателей и о писателях: Державин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Лев Толстой, Чернышевский, Хармс…

Последние семь лет художник живёт в Балаклаве. На его ватман перекочевали листригоны, и сам Куприн в предложенной читателем версии глубокой ночью оставил пьедестал на набережной, чтобы порыбачить. К этому дню готов черновой вариант набоковской «Лолиты». Несколько раз Алексей перелопатил знаменитый роман. И каждый раз он оставлял диаметрально противоположные впечатления: восхищение и отторжение.

Общаясь с читателями библиотеки пос. Любимовка, гость сказал, что комикс – это литература, сплав рисунка и художественного слова. Гостеприимным любимовцам художник подарил свою новинку – книжечку по произведениям О. Генри. В столицах он видел бюджетные библиотеки, фонды которых состоят из комиксов. Мы пока можем себе позволить разве что полочку с ними.

По-разному мы можем оценивать успех художника. По-старому – это переиздание его хитов, приобретение оригиналов рисунков Алексея Никитина литературными музеями писателей-классиков, приглашения на столичные фестивали комиксистов. Популярность нашего художника по-новому – это пиратские издания его произведений. Из-за этого Никитину пришлось судиться. Его рисунки появились не только на бумаге, но и на футболках.

Проявление успеха Алексея Никитина с полным правом можно назвать его творческую встречу с Любимовцами.

 

Севастопольская газета

А. Г. Калько

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив