домой каталог личный кабинет

«…И гений - парадоксов друг»

Статский советник, профессор химии, действительный член Санкт-Петербургской Императорской академии наук и почетный член Королевской Шведской и Болонской академий наук. Он был первым русским естествоиспытателем мирового значения, первым русским академиком, труды которого почти во всех отраслях знаний далеко опередили свое время и оказали большое влияние на прогресс науки, техники и образования в России, способствовали совершенствованию технологии многих производств. Все это о великом русском энциклопедисте Михаиле Васильевиче Ломоносове, проявившем себя в разных областях. Но прежде, чем стать гением от науки, Михайло Ломоносов прошел необычный, тернистый путь. В 19-летнем возрасте тайком от родителей сбежал из дома, взяв с собой только одежду и две книги – «Грамматика» и «Арифметика». Чтобы поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, он пошел на подлог и назвался сыном холмогорского дворянина. Простолюдинам тогда обучаться в академиях не полагалось. Как одаренного ученика его отправляют обучаться горному делу в Европу, где он провел пять лет. Будучи увлеченным поэзией, он перевел с немецкого на русский ряд известных произведений. По возвращению в Петербург продолжил свои научные изыскания в Российской Императорской Академии наук, где были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.

Насколько же многогранен был этот человек?! Он заложил основы науки о стекле. Был астрономом, приборостроителем, географом, металлургом, геологом, поэтом, художником, историком, поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Знал 19 иностранных языков, из которых 12 владел в совершенстве.

Все, что вы хотели бы узнать об этом замечательном ученом, писателе, просветителе и общественном деятеле, рассказано на страницах книг и журналов, которые хранятся в фондах нашей библиотеки. Среди них есть и уникальное издание XIX века «Сочинения М.В. Ломоносова в стихах» под редакцией Арс. И. Введенского.

В преддверии 310-летия со дня рождения М.В. Ломоносова рассказываем об этом издании с его биографическим очерком и портретом на авантитуле, гравированный на стали И.Ф. Дейнингером в Мюнхене. В XIX веке гравировка на стали была одним из методов печати и широко применялся в книжной продукции. Сталь позволяла создать особенно прочную печатную форму. Гравюра на стали стала широко применяться в книжной иллюстрации, поэтому ее часто использовали книгоиздатели. Книга издана в Санкт-Петербурге в издательстве Адольфа Федоровича Маркса в 1893 году. Переплет эпохи, корешок реставрирован. В книгу включены поэтические работы Ломоносова, среди которых героическая поэма «Петр Великий», трагедии, оды, многочисленные стихи, послания, письма. На титульном листе и его обороте есть три штемпеля синего цвета: два овальных и один круглый. Такие пометы, которые, порой, содержит книга, всегда интересны. Они являются своеобразным дополнением биографии любого печатного издания: «Библiотека реальнаго училища № 3572 А. С.Черняева»; «С.-Петербургские общеобразоват. курсы. Библiотека курсовъ. Учрежд. А. С. Черняевымъ»; «Общеобразов.Народные для взросл. На Петроградской стор.» — эти чернильные оттиски штампов при желании могут многое рассказать вдумчивому книголюбу.

Например, небезынтересно, что Черняев Александр Сергеевич (1873–1916) выдающейся русский ученый-педагог, родился в крестьянской семье в деревне Петрино, Грязовецкого уезда, Вологодской губернии. Окончил Санкт-Петербургский университет, учился вольнослушателем на двух факультетах: физико-математическом и археологическом. В 1908 г. Черняев открыл реальное училище для детей-переростков, не посещавших школу по различным причинам. При училище работала мастерская по производству наглядных пособий. Также им были созданы в Санкт-Петербурге общеобразовательные курсы для взрослых (1901–1917), пользовавшиеся большой популярностью (слушатели приезжали из Прибалтики, Сибири и других регионов). На курсах преподавали и читали лекции В.И. Бауман, С.А. Венгеров, Н.Е. Введенский, В.М. Бехтерев и др. Курсы просуществовали 16 лет, пока новые реформаторы не прикрыли начинания известного гуманиста. Открытие сельских школ, библиотек, реального училища и, наконец, Черняевских общеобразовательных курсов свидетельствуют о той важной роли, которую сыграл А.С. Черняев в народном образовании.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив