домой каталог личный кабинет

Королевский комедиант

В будущем, став не просто французским драматургом, создателем жанра «высокой комедии», но и реформатором сценического искусства, Жан Батист Поклен избрал профессию актера и взял театральный псевдоним Мольер. Под этим именем он и вошел в историю.

В начале своей творческой карьеры, полуголодный актер тринадцать лет колесил со своей труппой по французским дорогам, разыгрывая чужой репертуар, в основном трагедии, которые не приносили доход. Жан Батист взялся за перо. Написание пьес принесло не только популярность их автору, но и сблизило его с королем Людовигом XIV, который оказывал молодому сочинителю и его труппе содействие и поддержку. Впервые Мольер оказался полезен своему государю через несколько месяцев после их первой встречи, написав в 1659 году комедию «Смешные жеманницы». Со временем драматург создал абсолютно новую комедию, которая, освещая серьезные темы на фоне шуточного фарса, способна сохранять интригу и обличать невежество общества.

В фонде ЦГБ им. Л. Н. Толстого сохранились 2 тома из полного собраний сочинений Мольера, вышедшие на русском языке в издательстве А. Ф. Маркса в 1913 году как приложение к журналу «Нива». Книги оформлены в полукожаный переплет с тиснением, имеется портрет автора, сохранена издательская обложка.

Начало повествования первого тома предваряет биография Мольера, написанная для настоящего издания приват-доцентом С.-Петербургского университета Е. В. Аничковым. В него вошли многочисленные пьесы и стихотворения автора, среди которых и бессмертная пьеса «Дон Жуан, или Каменный гость». Яркий образ Дон Жуана прошел сквозь века, со временем это имя стало нарицательным. Мольер, обличая Дон Жуана как носителя пороков, одновременно любуется им, отдает дань его рыцарскому обаянию, чем усиливает образ.

В другой том включены первые постановки комедий Мольера. Среди них «Обманщик, или Тартюф», «Мещанин-дворянин», ряд комедий-балетов, трагедия Психея. К каждой из них даны отзывы и интересные характеристики критиков. Заметим, что одна из них, а именно «Тартюф», могла и не дойти до зрителя. Скандальная пьеса глубоко оскорбила духовенство, углядевшее в ней карикатуру на себя. Сам король одобрил «Тартюфа», но затем, не желая ссориться с церковью, был вынужден запретить эту комедию. По прошествии нескольких лет, чтобы угодить духовенству, пьеса была откорректирована автором, впоследствии разрешена к постановке, на века войдя в репертуар многих театров мира. Сегодня произведения французского драматурга, возможно, кажутся несколько наивными, но, как и прежде, вызывают добрый смех у читателя и зрителя.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив