домой каталог личный кабинет

Три жизни Константина Арцеулова: лётчика, художника, внука Айвазовского

ТВ-проект «Если бы не Севастополь…» (январь)
Программа «Времена» на канале «Первый Севастопольский»

 

Вам приходилось слышать о разгоревшемся в 60-е годы прошлого века споре между «физиками» и «лириками»?

На мой взгляд, проблема абсолютно надуманная. В её основе лежит элементарная лень и отсутствие любопытства.

Технические и естественнонаучные знания никак не могут помешать поэту и, тем более, художнику. В свою очередь, неповерхностное знакомство с поэзией и живописью развивает творческое воображение инженера и учёного.

По-настоящему талантливый и интеллектуальный человек органично сочетает в себе обе эти ипостаси. Об одном таком человеке, Константине Константиновиче Арцеулове, авиаторе и художнике, и пойдёт у нас речь.

Слушайте, восхищайтесь и берите пример!

Вот интересный, сакральной значимости факт: коренное слово в фамилии Арцеулова в переводе с армянского… Орёл! И Арцеулов, впервые в свои десять лет узнав о значении этого слова из уст знаменитого деда, дал зарок и свято помнить об этом, и соответствовать статусу гордой птицы всей своей замечательной, как если бы мы «разбирали его полёты», жизнью…

Дорога в облака

…Вообще-то Костя Арцеулов «проецировался» по жизни не в тот океан, который именуется воздушным. Другой его дед – корабельный инженер Николай Алексеевич Арцеулов в 60-х был командирован в Америку для изучения опыта строительства броненосцев. Он спроектировал и построил десять первенцев броненосного флота России. Отец, Константин Николаевич Арцеулов, строил на Севастопольской верфи РОПиТа броненосцы «Чесма», «Синоп» и разработал новую каплеобразную форму очертаний корабля с круглым носом и сужением в корме.

Посему все дороги вели юношу не иначе как в море.

После смерти в 1900 г. горячо любимого им деда Ивана Константиновича Айвазовского значительным событием в жизни Константина стала работа над книгой «Легенды Крыма» своего знаменитого соседа по Отузам (селение, где жила мать Кости) профессора Н.А. Маркса.

В 1910 году в Коктебеле гуляли Константин Арцеулов и Максимилиан Волошин. И вот когда они оказались на краю обрыва, поэт картинным жестом чуть подбросил шляпу в воздух. А та, вместо того, чтобы упасть к ногам, вдруг взлетела вверх и зависла. «Чёрт возьми, здесь же можно запускать планеры! – восторженно воскликнул Арцеулов. – Смотрите какой мощный восходящий поток…».
Да, именно Арцеулов открыл Коктебель в качестве колыбели отечественного планеризма, воспитавшей миллионы любителей воздухоплавания.

В 1910 г. в Петербурге открылся один из первенцев российской авиапромышленности – авиационный завод «Первого Российского товарищества воздухоплавания Щетинина и К».

А ещё при заводе была авиационная школа «Гамаюн». 25 июля 1911 г., двадцати лет от роду, на самолёте «Фарман» с мотором «Гном» в 25 лошадиных сил Константин Арцеулов успешно сдаёт на аэродроме Гатчина Всероссийского императорского аэроклуба положенные испытания и получает диплом Международной федерации воздухоплавания ФАИ) — №45.

По получении диплома Константин работал инструктором Севастопольского аэроклуба, но вскоре был призван на срочную службу.

Потом началась Первая Мировая война...

Штопор

Однако всё и вся затмевает то, что было совершено Константином Арцеуловым 24 сентября 1916 года под Севастополем, куда он в начале сентября был переведён на должность начальника отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Качинской школе авиации…

В первые же недели при учебных полётах разбились шесть пилотов, свалившись в штопор на самолётах «Фарман-40».

«Эти случаи вызвали среди инструкторов Севастопольской школы горячие споры, — вспоминал Арцеулов. – Как начальник отделения лётчиков высшей квалификации – истребителей, я считал своим долгом сделать всё возможное для выяснения сущности явления, чтобы найти средства выхода из него».

И у него получилось.

Солнечным осенним утром Арцеулов поднял в воздух свой «Ньюпор», чтобы проверить свои выводы на практике. Сам он так рассказывал о том полёте: «Сделал вираж, чтобы ещё раз вспомнить приёмы, которые, как я предполагал, выведут самолёт из штопора. Потом сбавил газ, задрал самолёт, выключил мотор. И достаточно было немножко тронуть педаль, как самолёт свалился на левое крыло – и завертелся в штопоре. Конечно, впечатление было не особо приятное. Поэтому сейчас же применил свои приёмы, чтобы вывести самолёт: ручку отдал от себя и сильно дал ногу, обратную вращению штопора. И вскоре почувствовал, что на рулях появилось давление воздуха. Самолёт я остановил!».

Константин Константинович ещё не раз повторил свой рискованный манёвр, прежде чем подготовил докладную записку со своими наработками. На заседании учёного совета Качинской авиашколы Арцеулов зачитал свой доклад столь убедительно, что командование постановило: «Ввести прохождение штопора в программу обучения учеников истребительного отделения школы». Цена этого решения – тысячи сохранённых пилотских жизней. После доклада Арцеулова прохождение штопора появилось и в учебной программе лётных школ Франции, а затем и Англии.

Как в дальнейшем сложилась судьба геройского лётчика Арцеулова, корреспонденту газеты «Труд» рассказала его дочь, Ольга Константиновна Арцеулова, известный российский специалист в области нейрофизиологии: «Отец рано ушёл из авиации – не по своей вине. В 1933 году он был репрессирован. После ссылки через 4 года вернулся в Архангельск, где работал мотористом на катере, художником-проектировщиком Госзеленстроя. Несмотря на скорую реабилитацию, в авиацию не вернулся. А вскоре – видимо, гены деда дали себя знать, его увлекло художественное творчество. Константин Константинович оформил более полусотни книг (иллюстрировал «Синопский бой» С. Сергеева-Ценского, «Костры на сопках» А. Мусатова, «Крылья Родины» А Гумилевского, «Полярный лётчик» М. Водопьянова…), сотни номеров журнала «Техника-молодёжи», где был ведущим художником, иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». А ещё он создал панно в главном зале Центрального дома авиации и космонавтики».

Герой Советского Союза №8, лётчик Михаил Громов говорил: «Его полёты — это выдающееся явление в нашей авиации того времени, и то, что мы были свидетелями этих полётов, расценивалось нами как счастливое везение».

Список литературы:

  1. Галлай, М. Л. Избранное: в 2 томах / М. Л. Галлай. - Москва: Воениздат, 1990.

Т. 2. - 1990. - 542 с.

Содержание:
Первый бой мы выиграли
С человеком на борту
Жизнь Арцеулова

  1. Залуцкий, Г. Выдающиеся русские летчики. М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов: редкая книга / Г.В. Залуцкий. - Москва: Воениздат, 1953. - 112 с.: ил. - (Научно-популярная Библиотека солдата и матроса) (Редкий фонд).

Кл.слова: история Севастополя -- севастопольская авиационная школа

  1. Легенды Крыма : редкая книга. Вып. 1-3 / сост. Н. Маркс; худ. К. Арцеулов. - Факс. изд. 1913-1915 гг. - Симферополь : Таврида, 1990. - 40, 49, 41 с.: ил. - (в пер.)

Аннотация: Это факсимильное издание.1-й выпуск "Легенды Крыма" был напечатан в газете "Утро Россіи" за 1912 и 1913 гг. в Москве (типографией "Поставщикъ двора Его величества т-во скоропечатии А. Л. Левенсонъ). Посвящен выпуск Жанне Ивановне Арцеуловой.

  1. Сергеев-Ценский, С. Синопский бой: Историческая повесть / С. Н. Сергеев-Ценский; худож. К. К. Арцеулов. - Переизд. - Москва: Детская литература, 1982. - 142 с.: ил. - (Военная Библиотека школьника).

  1. Пасечников, И. Исторические фотосюжеты: (Внук Айвазовского - покоритель "штопора" Арцеулов и др.) / И. Пасечников // Полуостров сокровищ. - 2017. - №2. - С. 72-73

  1. Журин, А. "А тот, который во мне сидит, опять загоняет в штопор!": Сто лет назад внук Айвазовского К. Арцеулов впервые в истории авиации вывел самолет из смертельного вращения [о дальнейшей судьбе летчика рассказывает его дочь Ольга] / А. Журин // Труд. - 2016. - 7 октября. - С. 12.

  1. Демьяненко, И. Покоритель "штопора", внук великого мариниста: [К 125-летию Константина Арцеулова] / И. Демьяненко // Севастопольские известия. - 2016. - 24 сентября. - С. 10.

  1. Сомов, Л. Севастополь: победное туше Арцеулова в небе над "авиа матер": [К 125-летию внука Айвазовского авиатора, художника, впервые выполнившего "штопор", Константина Арцеулова] / Л. Сомов // Слава Севастополя. - 2016. - 24 сентября. - С. 2.

  1. Пупкова, Н. Если бы не Крым... СССР остался бы без "Пепси", а "штопор" - непокоренным: (В 1977 г. в Евпатории начался выпуск "Пепси-колы". Константин Арцеулов, инструктор Севастопольского аэроклуба, первым совершил "штопор") / Н. Пупкова // Крымская правда. - 2014. - 4 марта. - С. 3.

  2. Беспалова, Н. Константин Арцеулов. Жизнеописание. Часть 1: (Константин Константинович Арцеулов, авиатор и художник) / Н. Беспалова // Наука и техника. - 2014. - № 2. - С. 61-66. - Окончание следует.

  1. Шевченко, Т. Осенние дебюты крымских авиаторов: (Первый полет, первая авиашкола, первые планеры - российская авиация начиналась в Крыму: С. Дорожинский; Севастопольская авиационная школа; К. Арцеулов - пионер планеризма) / Т. Шевченко // Крымская газета. - 2013. - 24 октября. - С. 15.

  1. Мельникова, А. Первые аппараты делали из дерева и разгоняли с помощью веревки: (90 лет планерному спорту. История планеризма в Крыму. К. Арцеулов) / А. Мельникова // Комсомольская правда. - 2013. - 4 сентября. - С. 17.

  1. Лезинский, М. Достойный внук великого деда: (Внук И.Айвазовского Константин Арцеулов - летчик, художник) / М. Лезинский // Слава Севастополя. - 2012. - 22 сентября. - С. 2-3.

  1. Володин, М. Три жизни Константина Арцеулова: (Жизнь и судьба летчика, художника, внука Айвазовского) / М. Володин // Первая Крымская. - 2012. - 13-19 апреля. - С. 23.

  1. Демченко, О. Покоритель "штопора": 120 лет со дня рождения легендарного русского летчика и художника Константина Арцеулова / О. Демченко // Техника - молодежи. - 2011. - №5. - С. 2-3.

Как складывалась судьба Константина Константиновича Арцеулова, вы узнаете из телевизионного проекта «Если бы не Севастополь…».

Чикалова Е.А.,
заведующая
информационно-библиографическим отделом
ЦГБ им. Л. Н. Толстого


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив