домой каталог личный кабинет

«Севастопольские рассказы» и начинающие авторы

Творчество одного из мощнейших писателей России в год его 195-летия становится поводом для чтения, анализа, сравнения. Темой заседания Кружка начинающих литераторов в библиотеке-филиале № 6 Центр семейного чтения и досуга ГБУК г. Севастополя «РИБС» стали «Севастопольские рассказы», которые двадцатишестилетний поручик артиллерии Лев Толстой создавал на бастионах Севастополя.

В ярком и подробном докладе Людмилы Поляховой о севастопольском периоде творчества начинающего писателя были освещены люди и явления, которые действительно оказали серьёзное влияние на формирование мировоззрения будущего «зеркала русской революции» и писателя, выступающего против войн. Первые из шестидесяти пяти рассказов Л. Н. Толстого были написаны по просьбе и совету Татьяны Ергольской, близкого друга и доверенного лица молодого офицера.

После успеха повестей «Детство» (1951) и «Отрочество» (1954) судьба Толстого решена – он будет писать. Однако Крымская война приводит его на севастопольские бастионы. Именно здесь он ведёт подробный дневник событий, который ляжет впоследствии в основу рассказов «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе». Молодой офицер и начинающий писатель «безжалостно честно» описывает сражающийся город, его защитников, офицеров и солдат, женщин – сестёр милосердия, которые приходят на помощь воинам.

Но сердце юного поручика безраздельно отдано простому солдату. Его он считает настоящим героем, в нём видит истоки подлинного патриотизма, боевого духа и самоотверженности. Именно поэтому завоёванный честно в бою за доблесть и мужество, свой Георгиевский крест, высшую боевую награду того времени, он отдаёт простому солдату. При этом Толстой не скрывает глубокого разочарования в аристократах, которым приписывает бретёрство, тщеславие, снобизм.

В своём произведении, которое хорошо было встречено просвещённой публикой России и даже одобрено императором, он создаёт яркую и нелицеприятную картину войны. Задуманные как хроника, а написанные как серия репортажей и очерков с полей сражений, «Севастопольские рассказы» становятся гневной обличительной речью против любых войн. По твёрдому убеждению Л. Н. Толстого, «вопрос, не решаемый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью…».

В рассказе о Льве Толстом участник кружка Л. Поляхова, музыковед по профессии, использовала синтез литературы и музыки, продемонстрировав фрагменты «Севастопольской симфонии», написанной малоизученным композитором XX века Борисом Чайковским.

Марина Сидорец, сотрудник библиотеки-филиала № 6 Центр семейного чтения и досуга

 

Больше новостей:

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив