домой каталог личный кабинет

Психологизм рассказов Акутагавы

Именно такая тема стала основной на заседании кружка начинающих литераторов 6 августа в библиотеке-филиале № 6 Центр семейного чтения и досуга ГБУК г. Севастополя «РИБС».

На семинаре было подробно рассмотрено творчество классика мировой литературы, «отца японского рассказа» и родоначальника современной японской литературы Рюносукэ Акутагавы. Это художественный псевдоним Чокодо Шудзина, японского писателя, активно работавшего в период Тайшо в Японии. В его честь названа главная литературная премия Японии – премия Акутагавы.

Анализ литературных приемов, которые использовал Акутагава, начался с просмотра отрывков из фильма Акиро Куросавы «Расёмон», который входит в десятку лучших фильмов всех времен и народов и является экранизацией рассказов Р. Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Это было сделано для «погружения» собравшихся в атмосферу глубокого психологизма рассказов Акутагавы и специфику японской действительности.

Докладчиком Б.Я. Нестеренко были проанализированы особенности творчества Акутагавы, а именно: работа в жанре коротких рассказов и новелл, раскрытие психологии людей как основного предмета литературы, взятие сюжетов из исторических японских преданий глубокой старины, заимствование сюжетов из мировой литературы, в частности, русской. Столь нестандартная писательская работа Акутагавы была вызвана, по мнению докладчика, отсутствием богатого жизненного опыта у писателя (кроме непродолжительной работы преподавателем английского языка, Акутагава более нигде не работал – он занимался литературным трудом). Было подчеркнуто, что Акутагава всю жизнь читал в английском переводе произведения мировых классиков, что наложило сильный отпечаток на все его творчество. Докладчик пояснил, что сам того не сознавая, Акутагава перенял в качестве своего основного литературного приема принципы литературной теории «дхвани-раса», которые в конце XIX – начале XX вв. прочно вошли в мировую литературу, в частности в произведения А.П. Чехова. В качестве примеров, иллюстрировавших это утверждение, Б.Я. Нестеренко привел рассказы «Бататовая каша», «Нос», «Сад» и др.

По докладу о творчестве Акутагавы состоялась дискуссия, в которой приняли участие участники кружка В. Олейник, В. Лесунова, А. Поляхов. Удивил своими глубокими познаниями в области японского менталитета А. Стрельцов.

В практической части семинара присутствовавшие читали свои произведения по теме домашнего задания «Рассказ из детства». Были прочитаны и обсуждены зарисовки «Из невозвратного далека. Танюшка» Г. Зеленкиной, «Квартирантка» А. Филипович, «Фотоальбом» П. Филипковой; рассказы «Буль-буль и Петя» В. Олейника, «Потаенная мечта» Л. Поляховой, «Кукла» В. Лесуновой, «Фальшивый ключ» А. Стрельцова, «Полонез Огинского» Б. Нестеренко.

Марина Сидорец, сотрудник библиотеки-филиала № 6
Центр семейного чтения и досуга.

 

Больше новостей:

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив