Очарование печатного слова
Печатное слово не сравнимо ни с какой электронной благодатью.
Газеты ежедневные и еженедельные, журналы толстые и тонкие; издания вполне себе серьезные и шкодливые таблоиды – всем им нужен читатель.
Читатели старшего поколения, наверное, помнят те времена, когда в период подписной компании уполномоченные парткомом и профкомом люди занимались распределением подписки на партийную печать. Членов КПСС даже не спрашивали, будут ли они подписываться на главную в стране «Правду», а заодно на какую-то из местных «Правд», которые были в каждой области, в каждом районе и почти в каждом городе.
Всем беспартийным ставился ультиматум: хочешь подписаться на «Юность» или «Новый мир» – выкладывай денежки и на «Правду» центральную, и на «Правду» местную! Замена «Правды» другой «правильной» газетой не приветствовалась: ведь другие издания считались органами советов, профсоюзов, а не партии.
Газета в Советском Союзе выполняла множество дополнительных (кроме информации) функций. В нее заворачивали хлеб и насыпали (свернув кусок газеты кулечком) семечки. На ней чистили селедку и раскладывали нехитрую закуску во время «пикников на обочине». Согласитесь, что современные электронные версии на такое не способны! Хотя подписаться на них можно не выходя из дома, прямо в Интернете.
Еще несколько слов об адресате. Знаете ли вы, что в конце XIX века в Париже выходила специальная газета для нищих? Стоила она, как ни странно, довольно дорого. Может быть, оттого, что тираж у нее был маленький? Он был обусловлен не дефицитом нищих в столице Франции, а тем, что газета предназначалась той их части, которая относилась к нищенству как к серьезной профессии. Газета помещала сведения о распродажах, благотворительных базарах, а также печатала объявления типа: «Ищу слепого, немного играющего на флейте».
Вообще за несколько веков газетного дела издатели обращались к самой разной аудитории. Так, например, в 1904 году английское пароходное общество «Купарда» решило издавать газету на океанских судах, в которой предполагалось печатать телеграммы, полученные кораблем по беспроволочному телеграфу, а также меню ресторанов и другие корабельные новости. Газета печаталась два раза в день и раздавалась пассажирам бесплатно.
Сегодняшние газетчики в сравнении с издателями прошлого могут показаться просто людьми без воображения: перечень рубрик, число номеров в месяц, в крайнем случае фамилии наиболее популярных авторов… А вот, к примеру, выходившая в начале ХХ века в Петербурге оккультная газета «Оттуда» просила читателей, желающих стать подписчиками, присылать письма с вопросами к умершим родственникам и знаменитым соотечественникам.
Время идет. Тиражи бумажных изданий снижаются. Очередей в газетных киосках, увы, давно нет. Электронные средства массовой информации, не успев как следует завоевать рынок, уже вынуждены конкурировать с целой армией блогеров и разнообразных сайтов, где публикуется все, в том числе чушь, высосанная из пальца.
В будущем году стукнет 150 лет высочайшему повелению по поводу «устроения в виде опыта приема в почтовых учреждениях подписки на периодические, как русские, так и иностранные…» Какая судьба ждет бумажные газеты, а также их интернет-варианты в ближайшем и отдаленном будущем? Бог знает. Сегодня газеты еще живы, а у них есть мы, читатели, для которых развернуть утренние полосы – часть образа жизни!
Гуллер Ю. А газету "оттуда" делали покойники... Очарование печатного слова не сравнимо ни с какой электронной благодатью // Независимая газета. — 2018. — 25 сентября. — С. 16.