Французской жизни откровенье Эмиля Золя. 185 лет со дня рождения
2 апреля 1840 года родился Эмиль Золя, французский писатель, один из ярчайших представителей реализма в литературе. На его счету десятки романов и публицистических работ. А главное его произведение – цикл «Ругон-Маккары» еле уместился в 20 томов! Его называли «вторым по величине» писателем Европы. Никто, за исключением Льва Толстого, не мог сравниться с ним в литературной славе и нравственном авторитете. Трудно поверить, что когда-то самые выдающиеся и проницательные умы Франции чуть ли не в один голос заявляли, что у Золя нет ни капли таланта.
Став профессиональным писателем, Золя работал без выходных. Ежедневно он писал по две с половиной тысячи слов, работал по десять часов. Отвлекался лишь тогда, когда нужно было выполнить неотложные дела по дому. С завидным постоянством, изо дня в день, он жил и трудился по твердо установленному графику. После подъема – часовая прогулка и обязательных три страницы готового текста до обеда. Во второй половине дня – исследование темы на месте, работа в библиотеке, встреча с друзьями и нужными людьми.
Восстанавливал силы Золя за обеденным столом – он имел слабость к вкусной еде. Его жена Александрина готовила великолепно. Отведать ее превосходные супы и рагу каждый четверг собиралась блестящая компания: Мопассан, Доде, Эдмонд де Гонкур, Тургенев, а иногда и Флобер. С Тургеневым у Эмиля сложились по-настоящему искренние отношения, и Иван Сергеевич немало способствовал тому, чтобы Золя узнали и полюбили русские читатели. Нельзя не удивляться той энергии, с какой замечательный русский писатель вел дела своих французских друзей, и прежде всего Флобера и Золя. Он рад был помочь своим собратьям по перу и вместе с тем с удивительной мудростью заботился об интересах русского читателя, желая, чтобы тот одним из первых в Европе узнавал о наиболее примечательных событиях литературной жизни за рубежом.
Творчество Эмиля Золя было хорошо известно в России, где его популярность на несколько лет опередила его успех во Франции. Причиной необычайного успеха Золя в России является, прежде всего, тот факт, что левая петербургская интеллигенция полагала, что открыла в его лице социально-критического автора. Анри Барбюс размышляя о непреходящей ценности деятельности Эмиля Золя считал его писателем, который с «глубоким волнением приблизился к реальной жизни», открыл в ней неисчерпаемые источники творчества и, широко понимая свой долг художника, осуществил переход «от мысли» к «действию».
Материал подготовила Людмила Гриб, библиограф ЦГБ им. Л. Н. Толстого