Ювелир письма

«Я вошёл в литературную жизнь как метеор и выйду из нее как молния», – говорил знаменитый французский писатель Ги де Мопассан (1850–1893). Он родился 175 лет тому назад, однако до сих пор остается одним из самых популярных классиков литературы, книги которого читают не только во Франции.
В Морском министерстве, а затем в Министерстве народного образования Мопассан работал десять лет, но служебные обязанности были ему скучны, он старался отвлечься, посещая парижские салоны и занимаясь сочинительством. Ведя светскую жизнь, Мопассан не любил ее, скорее был внимательным и независимым наблюдателем за этой жизнью.
Он участвовал в публикации сборника новелл «Вечера в Медане» (1880). В этот сборник вошла «Пышка» Мопассана, мгновенно принесшая писателю славу. Сам Флобер назвал эту новеллу шедевром. В этом же году Мопассан опубликовал поэтический сборник «Стихотворения», который также весьма одобрительно был встречен читателями.
С этого момента писателя неизменно сопровождал литературный успех, он получил значительные финансовые средства. Оставив скучную чиновничью службу, Мопассан стал журналистом. Его влекли путешествия – он посетил Корсику, Алжир, Марокко, Тунис, Англию, Италию, на воздушном шаре перелетал из Франции в Бельгию. Об этих путешествиях он публиковал заметки в газетах. Одновременно он продолжал писать новеллы, пьесы для театра. Каждый из пятнадцати новеллистических сборников, опубликованных при жизни писателя, пользовался неизменным успехом. Не меньшее значение имели и его романы. Уже первый из них – «Жизнь» (1881) – стал литературным событием. Лев Толстой считал это произведение лучшим французским романом после «Отверженных» Виктора Гюго. Чрезвычайно популярным стал и другой роман писателя – «Милый друг». Сам Мопассан назвал так две свои яхты, на которых охотно совершал морские путешествия.
Еще при жизни Мопассан обрел широкую читательскую популярность, по некоторым свидетельствам, самую большую в XIX столетии. Когда в 1876 году писатель Катюль Мендес хотел привлечь Мопассана к кругу франкмасонов, Мопассан ответил ему: «Я никогда не захочу принадлежать ни к одной политической партии, какая бы она ни была, ни к одной религии, ни к одной секте, ни к одной школе, никогда не буду вступать ни в одну ассоциацию, исповедующую какую-либо доктрину… и это только для того, чтобы сохранить право говорить о зле». В самом деле, одинокий и независимый в жизни, Мопассан был таковым и в творчестве: будучи учеником Флобера, впитывая уроки Тургенева и Толстого, он смог сохранить самостоятельность и индивидуальность своего стиля.

Источник:
Пахсарьян, Н. Ювелир письма : к 175-летию Ги де Мопассана / Н. Пахсарьян // Литературная газета. – 2025. – 6 августа. – С. 22.


