«Ребята – моя поэзия и любовь»

Как-то в дневнике Л. Н. Толстой написал: «Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но только чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с постоянно прибывающими свежими от Бога детьми, я бы выбрал последнее». Любовь к детям писатель пронёс через всю свою жизнь. Изображение «счастливой, невозвратимой поры детства» мы находим во многих его произведениях. На протяжении всей жизни Толстой занимался педагогической деятельностью, проявив себя и как теоретик педагогического процесса, автор многих статей, и как практик – основатель и учитель яснополянской школы.
В области педагогики Лев Николаевич, преодолевая косность современников и консервативные традиции, шел вслед за кумиром своей юности Жан-Жаком Руссо – выдающимся французским писателем и педагогом, оказавшим огромное влияние на умы и сердца многих поколений людей.
Толстой многие свои уроки проводил на свежем воздухе, во время прогулок, наблюдая с учениками за окружающей природой. Таким образом биология, астрономия и физика постигались детьми не благодаря учебным пособиям, а на практике.

Великий писатель отвергал любое принуждение в педагогике и не предполагал насильно распространять свои религиозные идеи среди учеников. Его занятия с детьми в 1907–1908 годах в Ясной Поляне основывались исключительно на принципах добровольности.
Толстовские идеи свободной педагогики в ХХ веке не получили поддержки на государственном уровне. Однако многие теоретики и практики педагогики, среди которых Рабиндрант Тагор и Януш Корчак, развивали и применяли похожие идеи. В настоящее время принципы «ненасильственной педагогики» применяются в некоторых частных учебных заведениях.
Источник:
Прокопчук, Ю. «Ребята – моя поэзия и любовь». Яснополянская школа Льва Толстого
/ Ю. Прокопчук // Темные аллеи. – 2025. – № 2. – С. 13–20.
Ссылки: https://meshok.net/i/321509169.0.208x208.jpg?1
https://j-archive.com/media/2015-10-16_J_21.jpg
http://tolstoy.lit-info.ru/images/bio-1749/1749-66_5.jpg