Питер Брейгель Старший

Историкам искусства очень мало известно о жизни великого нидерландского художника Питера Брейгеля. Не сохранилось ни его писем, ни дневников воспоминаний современников
Известно, что Брейгель родился примерно в 1530 году, в 1551-м был принят в Антверпенскую гильдию живописцев, в 1563 году женился. Прошло 6 лет и художника не стало. Вот, собственно и все биографические факты из жизни величайшего художника Северного Возрождения. Но до нашего времени дошли его картины. Разглядывая эти полотна с множеством самых разных персонажей, которые живут на фоне замечательных пейзажей, мы слышим его голос, чувствуем его характер, понимаем идеи, которые он вложил в свои творения.
Последние годы жизни художник провел в Брюсселе на фоне драматических событий в истории своей страны.

Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу», 1565 г., Музей истории искусств, Вена
Новый король, истовый католик, начал беспощадную борьбу с протестантизмом, завладевшим умами его новых подданных. Понятно, что это вызывало острое недовольство и среди аристократии, и среди простого народа. Все вспышки сопротивления испанцами были жестоко подавлены.
Вот в такое время Брейгель создает одну из своих самых трагичных картин «Избиение младенцев», темой которой стал известный сюжет, описанный в Евангелии от Матфея. Это сюжет о спасении маленького Иисуса, бежавшего из Вифлеема в Египет. Память о злодеяниях Ирода осталось в истории. Сегодня так называют жестоких, безжалостных людей. Создавая картину на этот сюжет, Брейгель помещает евангельских героев в ту реальность, которая ему была хорошо знакома, – в нидерландскую деревню.
Заказчик картины неизвестен, но так или иначе, благодаря ему мир получил шедевр.

Питер Брейгель Старший «Избиение младенцев в Вифлееме», ок. 1565–1567 гг., Королевская коллекция
Брейгель Старший прожил всего 45 лет, обидно мало, но он оставил двух мальчиков, которые тоже стали большими художниками: Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля. Оба часто делали копии отцовских работ и в то же время создавали свои, в которых, конечно же, прослеживается влияние Брейгеля Старшего.
Источник:
Опимах, И. «Избиение младенцев» Питера Брейгеля, или Политика и искусство / И. Опимах // Смена. – 2025. – № 4. – С. 85–91.
Ссылки:
https://www.vistosulweb.com/wp-content/uploads/2020/09/Pieter-Bruegel-Vecchio.jpg?w=640
https://cdn.culture.ru/images/01ce94d1-72fd-5b4d-8ad2-8cd02aee0ad9
https://spb.hse.ru/ixtati/news/831587526.html