На пиковом перекрёстке
К 190-летию повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» – в радиопроекте Портрет одной книги».
В ней Пушкин берётся за самую ответственную тему и для сегодняшнего дня: «Что главное в жизни человека?».
После издания повести Александр Сергеевич писал в своём дневнике 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней. Н.П. и, кажется, не сердятся».
Внучатый племянник Натальи Петровны Голицыной князь С.Г. Голицын-Фирс рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянии бросился к Голицыной с мольбой о помощи. Денег она не дала, но открыла тайну трёх карт, тройки, семёрки и туза, которую в молодости якобы ей поведал в Париже граф Сен-Жермен. Молодой человек комбинацию запомнил и отыгрался.
Но финал своей повести Александр Пушкин сделал иным.
Достоевский называл «Пиковую даму» «верхом искусства фантастической и реалистической мотивировки чудесного».
Пять лет формировался у Пушкина замысел. За это время происходят важные события, оказавшие существенное влияние на сюжет этого произведения. Поначалу Пушкин собирался написать автобиографическую повесть, но в последний момент он убрал все свидетельства о своей причастности к описываемым событиям…
Сам по себе жанр «Пиковой дамы» – повесть-сказка, повесть-миф – не был новинкой в пушкинском творчестве. Новым оказался путь формирования этого жанра. Пушкин ни в чём не повторил себя.
Осваивая жанр, он нашёл такие подходы к нему, которые вновь и вновь заставляют говорить о его новаторстве и восхищаться его гением.
Материал подготовила Е. Чикалова, заведующая информационно-библиографическим отделом ЦГБ им. Л.Н. Толстого