домой каталог личный кабинет

Он сохранил для нас Нотр-Дам

К 220-летию со дня рождения Виктора Гюго (1802–1885)

О Гюго можно сказать его собственными словами, которые он некогда адресовал Вольтеру: «Это не просто человек. Это – век».

Вобрав в себя многие грани культуры, литературы, истории ХIХ столетия, писатель стал символом эпохи.

Блестящий организатор, глава писательского кружка, ставший вождем французских романтиков, Гюго повел их в конце 1820-х годов на знаменитую «битву за романтизм» в театре. Романтический репертуар требовал и новой манеры актерской игры, классические театральные сцены уступали место театрам бульваров. Один из таких театров – «Ренессанс», в 1838 году основал сам Виктор Гюго вместе с Александром Дюма.

У себя на родине Гюго прежде всего – величайший национальный поэт прошлого века, реформатор стихосложения, первооткрыватель многих поэтических тем. Увы, в России до сих пор нет переводов, которые сделали бы стихотворения Гюго фактом русской поэзии, как это произошло, например, с поэтическим наследием Шекспира или Гейне. Но дети и взрослые, зачитывающиеся романами французского писателя, открывают для себя не менее значительный мир его прозы.

Привычная фраза «Перед читателем как живые встают литературные герои» – в отношении персонажей Гюго совсем не пустой, банальный комплимент. Ведь даже неодушевленных героев книг, например собор Парижской Богоматери из одноименного романа, тысячи, миллионы людей, никогда не бывавших в Париже, видят объемно, красочно и во всех подробностях – видят лучше, чем на какой-нибудь сувенирной открытке. Более того, описание собора в романе в свое время произвело переворот в архитектурных вкусах французов, прежде не замечавших красоты этого памятника. Сохранностью Нотр-Дам вплоть до печально известного события – пожара, случившегося 15 апреля 2019 года, как и возможностью восстановить многие детали собора, мы, можно сказать, обязаны Гюго.

Публикация этого произведения была настоящим триумфом писателя. Во Франции появился первый великий исторический роман. Восторженное отношение к этой книге Гюго сохранялось весь XIX век, ее с огромным интересом читали во всем мире на протяжении ХХ столетия, однако пожар вызвал новую волну внимания к роману: книга стала лидером продаж, потребовались переиздания, которые тут же раскупались. Закономерно: ведь этот роман был своего рода защитительной речью, призывающей сохранить древнее архитектурное наследие Франции.

И каждый последующий роман Гюго, будь то «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется» или «Девяносто третий год», становился событием в литературной и общественной жизни эпохи. Эсмеральда и Квазимодо, Жан Вальжан и Фантина, Гаврош и Козетта – имена не просто известных, но мгновенно зримо предстающих перед глазами читателей героев Гюго.

Во всех своих книгах и речах гуманист Гюго неизменно защищал действительно вечные идеалы Добра, Милосердия, Справедливости и Свободы.

Источник : Пахсарьян, Н. Он сохранил для нас Нотр-Дам. К 220-летию со дня рождения Виктора Гюго (1802–1885) / Н. Пахсарьян // Литературная газета. – 2022. – 23 февраля. – С. 15.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив