домой каталог личный кабинет

Итоги литературного года от Павла Басинского

Литературных событий, несмотря на сложность ситуации, было великое множество. Возможно, это было связано с тем, что мы очнулись после пандемийного года. Возможно сработала грантовая система государственной поддержки литературы.

Писательские юбилеи: 130 лет Константину Паустовскому и Марине Цветаевой, 120 лет Вениамину Каверину, 100 лет Юрию Левитанскому, 90 лет Роберту Рождественскому и Василию Белову. Это те, кто вспоминаются в первую очередь.

Как обычно, самыми заметными событиями стали литературные премии. По итогам ММКЯ названы лауреаты премии «Книга года». Главная книга – альбом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина». В номинации «Проза» победил роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!». И то, что это роман получил ещё и одну из самых крупных литературных премий «Ясная Поляна», считаю большой победой не только Данилова, но и премии.

Страсти вокруг главной литературной премии «Большая книга» ещё не улеглись. Впервые в её истории все три позиции заняли книги документальной прозы: биографии сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона, жизнеописание Василия Розанова и книга о романе «Анна Каренина».

Вопрос : почему из десяти финалистов, среди которых семеро авторы художественных романов, выбрали тройку исключительно создателей нон-фикшн? Не заговор ли это Большого жюри? Но разумные люди понимают, что сто с лишним членов жюри, в которое входят не только писатели, критики и филологи, но и учителя, политики, бизнесмены, собраться вместе и сговориться вряд ли могли.

Скорее сработала тенденция, которая намечается последние годы. Читать документальную прозу становится интересней, чем художественную. Не потому, что она лучше, а потому, что познавательнее.

И ещё выскажу мнение от себя. Пока писатели-документалисты всё более активно осваивают приёмы художественной прозы, художники в чистом виде объективно не успевают разобраться с современностью.

А все великие книги, которые мы изучаем в школе, писались о современности, от «Мёртвых душ» до «Мастера и Маргариты».

Источник: Басинский, П. В поисках жанра : литературные итоги года / П. Басинский // Российская газета. — 2022. — 26 декабря. — С. 11.

Фото:

https://litinstitut.ru/content/pavel-basinskiy-nikto-ne-znaet-o-chyom-dumal-tolstoy


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив