Учим других и учимся сами
Можно ли научить обычных работников государственных и частных компаний взаимодействовать с людьми с инвалидностью всего за три дня, да еще и онлайн? Именно такую цель поставили перед собой участники проекта «Школа мастеров инклюзии» – и за полгода уже обучили больше 350 человек.
Этот проект направлен на то, чтобы научить работников организаций, которые оказывают услуги людям с ОВЗ, взаимодействовать с людьми с инвалидностью по слуху, зрению и с людьми с ментальными особенностями в режиме онлайн. Его организовали участники АНО «Белая трость» при поддержке Фонда президентских грантов, Уральского федерального университета, Института дизайна управления и конкурентных стратегий и Федерации управленческой борьбы. А сотрудники Отдела для незрячих и слабовидящих библиотеки им. Л. Н. Толстого Александра Лазарева и Виктор Машин стали тренерами «Школы мастеров инклюзии» и вместе с другими обучили 12 групп участников.
За три дня обучающиеся прорабатывали несколько модулей: инклюзия и инклюзивное взаимодействие; технологии и технические средства взаимодействия с людьми с инвалидностью по зрению, слуху и с людьми с ментальными нарушениями в режиме онлайн; управление инклюзивным конфликтом. Например, в первом модуле изучали теорию инклюзивного взаимодействия, цифровую доступность государственных сервисов и порталов и ее нормативно-правовой аспект. Во втором модуле в практическом общении с тренерами с инвалидностью разбирали основы коммуникации с людьми с ОВЗ, проблемы и конфликты, которые могут возникнуть из-за непонимания, а также успешные примеры коммуникации. В завершающем блоке слушатели участвовали в инклюзивных управленческих поединках, где профессиональные арбитры комментировали их тактику вести конфликт.
Учеба действительно оказалась эффективной благодаря новаторскому подходу: людей обучал не один тренер, а инклюзивная пара – человек с инвалидностью и человек без нее. Благодаря этому ученики школы могли увидеть пример коммуникации с человеком с инвалидностью, избавиться от стереотипов и получить навыки общения и взаимодействия с людьми с ОВЗ.
Но и сами тренеры за время существования проекта многому научились. «Сначала я, как потенциальный мастер инклюзии, сам проходил тренинги, которые позволили мне впоследствии обучать работников социальной сферы навыкам взаимодействия с незрячими людьми, в том числе и онлайн. Как удержать внимание аудитории, как включить всех участников во взаимодействие, как живо и интересно подать специфический материал – обо всем этом я узнал на подготовительных семинарах, таких себе тренингах тренеров... С каждой новой отработанной группой волнение становится все меньше, появляется уверенность в своих силах», – говорит Виктор Машин.
«Я лучше стала понимать потребности специалистов учреждений социальной защиты в их ежедневном труде, в решении той проблемы в коммуникации с посетителями с инвалидностью. Очный разговор с социальными работниками расширил мое представление об их непростом деле, о том противоречивом диалоге и внутреннем конфликте, когда чиновник, он же в повседневной жизни потребитель услуги, старается понять инвалида, поставить себя на его место и научиться правильно и качественно его обслуживать», – отмечает Александра Лазарева.
И эти знания наши сотрудники могут применять для еще более эффективной коммуникации с работниками государственных и частных компаний в следующих проектах отдела или же делиться ими и обучать других, развивая инклюзивную культуру региона.