домой каталог личный кабинет

Адмирал Кислинский – герой Крымской войны и Почетный гражданин города Севастополя

Петр Иванович Кислинский родился 5 октября 1806 года во Владимире. В 15 лет поступил в Морской кадетский корпус. В Российском государственном архиве Военно-морского флота в Санкт-Петербурге в документах Морского училища сохранилось письмо Петра Кислинского к Государю императору Александру I с просьбой о зачислении его в кадетский корпус: «…Просит недоросль из российских дворян греко-российского исповедания Петр, Иванов сын. Отец мой родной надворный советник, сын Петров, ныне мне от роду 15 лет, обучившись читать, писать и части арифметики на службу Вашего Императорского Всеподданства никуда еще не определен. А посему всеподданнейше прошу отрекомендовать меня в Морской кадетский корпус кадетом».

В 1823 году целеустремленный юноша был произведен в чин мичмана и направлен на Черноморский флот. С тех пор верой и правдой нес службу под Андреевским флагом, участвовал в морских баталиях во время русско-турецких войн, отличался находчивостью и бесстрашием.

В годы Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. П.И. Кислинский командовал канонерской лодкой «Барсук». За отличие в морском сражении под Варной был награжден орденом Св. Анны 3-й степени с бантом. За умелые командирские действия на корабле «Пантелеймон» при взятии Сизополя и разгроме вражеских кораблей в Фаросском заливе он получил орден Св. Владимира 4-й степени с бантом.

В документах РГА ВМФ в фонде Канцелярии главного морского штаба хранится «Тайный надзор» за поведением лейтенанта Петра Кислинского. Дело в том, что еще во время Русско-турецкой войны, когда император Николай I с инспекцией поднялся на борт канонерской лодки «Барсук», Кислинский сказал прямо в лицо государю о том, что война никому не нужна и что военные действия несут разрушения и гибель людей. А также «неодобрительно высказывался на счет правительства».

После чего император повелел установить за строптивым лейтенантом тайный надзор, который продолжался семь лет, пока адмирал М.П. Лазарев лично не обратился к императору, после чего надзор был снят.

В 1831-1832 гг. Кислинский участвовал во взятии крепости Геленджик, затем крейсировал вдоль абхазских берегов. За храбрость в боевых действиях против горцев в 1834 году Петр Иванович был отмечен золотой саблей «За храбрость». Службу продолжил на корабле «Память Евстафия» и в 1839 году произведен в капитан-лейтенанты. До 1842 года служил в Абхазии. За участие в 18 морских кампаниях был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

В 1844-1846 гг. он командовал корветом «Оливуца» в эскадре вице-адмирала К.Ф. Литке, участвовал в плавании по Средиземному морю. Был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и неаполитанским орденом Св. Фердинанда. В Севастополь в 1848 году Петр Иванович вернулся обстрелянным и многоопытным боевым офицером. Когда началась Крымская война, с первого до последнего дня П.И. Кислинский состоял в гарнизоне – сначала в чине капитана 1 ранга командовал линейным кораблем «Ягудиил». В задачу корабля входила защита 3-го и 4-го бастионов, а также Южной и Корабельной бухт, Лабораторной, Сарандинакиной и Бульварной балок (на месте Бульварной ныне Исторический бульвар). 14 сентября 1854 года корабль первым открыл огонь по врагу.

17 сентября Павел Нахимов принимает решение построить мост через Южную бухту с Корабельной стороны в город. Для этого устанавливают 18 плавсредств. Этими работами руководил брат Петра Кислинского Михаил – капитан 2 ранга. Суда были поставлены бортами друг к другу, между ними переброшены трапы, которые соединяли берега. В этом ряду стоял и знаменитый бриг «Меркурий». Таким образом можно было быстро перевести все необходимое с одной стороны на другую. Мост просуществовал до 2 апреля, когда начался штурм на Корабельной стороне, было разбито и потоплено 7 кораблей, и мост прекратил свое существование.

Когда 5 октября 1854 года случилась беда на 3-м бастионе (был взорван пороховой погреб и погиб практически весь личный состав), было принято решение «Ягудиилу» оказать практическую помощь. Петр Кислинский отправил 75 человек команды, они стали в цепочку и передавали картузы с порохом. Так был спасен 3-й бастион. Но из 75 человек только 25 вернулись на корабль. После этого англичане обратили на «Ягудиил» особое внимание. Каждый день экипаж вырубал из корпуса каленые ядра, а однажды бомба пробила ют и разорвалась в кают-компании.

11 октября корабль получил 72 пробоины, и оставлять его у Пересыпи стало слишком опасно. 21 февраля 1855 года две бомбы попали в корабль, одна разрушила каюту командира «Ягудиила». Корабль понес потери, но с поставленной задачей справился. После того, как корабль практически был разрушен,
командир «Ягудиила» со своим экипажем сошел на берег и командовал батареями на Пересыпи третьего отделения оборонительной линии, которые успешно отразили нападение англичан во время штурма 6 июня 1855 года. Под командованием бесстрашного командира обороняющиеся дрались стойко, следуя примеру Петра Кислинского. В тот день Петр Иванович был тяжело ранен в голову и покинул поле боя.

6 декабря 1854 года за заслуги при обороне Севастополя он был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени и назначен флигель-адъютантом. 20 июля 1855 года произведен в чин контр-адмирала с назначением финансового вознаграждения «на 800 рублей в год на 12 лет». Два года командовал 5-й бригадой Черноморской флотской дивизии.

В мае 1858 года Кислинский был назначен севастопольским комендантом и исполняющим обязанности военного губернатора и занимал эти две должности целых шесть лет, пока в 1864 году военное губернаторство не было упразднено. В должности севастопольского коменданта находился до 1873 года. В 1874 году произведен в полные адмиралы.

После Крымской войны город был совершенно разрушен. В центральной части уцелело всего 14 домов! Вернуть Севастополь к жизни и выпало на долю Петра Ивановича. Со дна расчищаемых бухт начали поднимать затопленные корабли. Именно по инициативе Кислинского в городе было создано отделение Государственного банка. И хотя Севастополь долго называли «мертвым городом», в лабиринтах узких улочек Корабельной стороны и Зеленой горки уже поселились вернувшиеся яличники, мастеровые, отставные матросы. К 1860 году жителей насчитывалось 6200 человек – в 10 раз меньше, чем до войны.

Открылся рынок на берегу Артиллерийской бухты. В центре появилось несколько гостиниц, оборудованных предприимчивыми купцами. Для осмотра казенных зданий и доков в город возвратился архитектор М.И. Эппингер.

В 1858 г. начался подъем затонувших судов. За расчистку севастопольских бухт взялась американская компания во главе с Джоном Гоуэном. Поднятые со дна парусные суда передавались в порт, а шхуны разбирались на дрова.

Благодаря прозорливости и стараниям Петра Ивановича 24 апреля 1856 года Кабинетом министров было одобрено учреждение пароходного акционерного общества для Черного, Азовского и других морей, получившего название «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ). Общество владело судами, которые обеспечивали перевозку пассажиров и различных грузов. Пристань общества располагалась рядом с Графской пристанью, здесь же была контора корабельного смотрителя. Стоянка судов с коммерческим грузом, принадлежавшим купцам, находилась в Артиллерийской бухте, там же были обустроены таможенная контора и карантинное агентство, где врач осматривал экипаж и пассажиров каждого судна. Через севастопольский порт пароходы шли в другие порты Черного и Азовского морей, в частности в Таганрог, под загрузку пшеницей. Турецкие коммерсанты привозили дрова, лесоматериалы, весла, бочки, посуду, фрукты и овощи, сладости. Из Греции приходили суда с вином, апельсинами, лимонами, маслами, оливками. Из Англии поставлялся каменный уголь.

При Петре Ивановиче начался сбор пожертвований на благоустройство Братского кладбища для увековечения памяти героев обороны. Взносы составляли от 5 до 50 копеек. Пожертвования приходили со всех концов России, их присылали не только офицеры, но и рядовые. Собранные деньги дали возможность начать работы на кладбище на Северной стороне. В 1867 году на средства, по подписке собранные моряками, был открыт памятник адмиралу М.П. Лазареву работы скульпторов Н.С. Пименова и И.И. Подозерова. В этот же день спускали на воду броненосный корабль «Михаил Лазарев». Памятник просуществовал 61 год. Постановление президиума Севастопольского горсовета от 26 июня 1928 года гласило: «снять памятники царским адмиралам как не имеющие исторического значения». Их безжалостно отправляли в топку…

Возглавив местную комиссию по созданию музея Севастопольской обороны, Петр Иванович организовал сбор добровольных пожертвований в фонд музея. За успешную деятельность на благо Севастополя уже в мирное время Кислинского наградили орденами Св. Станислава 1-й степени с мечами, Св. Анны 1-й степени с мечами, Белого орла.

А благодарные севастопольцы 16 мая 1873 года на заседании городской Думы присвоили ему «за неутомимость и храбрость в период обороны, за труды на благо города, в связи с 50-летним юбилеем службы» звание Почетного гражданина города Севастополя. Портрет Петра Ивановича, как полагалось при почетном гражданстве, украсил зал заседаний городской Думы.

Адмирал П.И. Кислинский скончался 17 июня 1880 года и похоронен согласно своему завещанию на Братском кладбище Северной стороны Севастополя. Надгробие из белого мрамора на ступенчатом пьедестале-жертвеннике сохранилось до наших дней. Наверху обелиска – рельефное изображение знамени. Имя Петра Ивановича Кислинского, достойно и честно выполнившего свой долг, навсегда вписано в историю города и флота.

Анжелика Фесенкокандидат исторических наук, ученый секретарь ГБУК г. Севастополя «РИБС»


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив