Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городская библиотека им. Л.Н. Толстого

Социально-педагогические основы патриотического воспитания

15 марта 2018 года в филиале МГУ г. Севастополя состоялся научно-практический семинар «Социально-педагогические основы патриотического воспитания и межнационального согласия в деятельности учреждений основного и дополнительного образования «Пять уроков патриотизма».

Семинар организован Научно-методическим центром при поддержке ГБОУ ДО «Городской центр социальных и спортивных программ Севастополя, Севастопольского отделения Ассамблеи народов России, ГКУКС «Севастопольский городской национально-культурный центр», Севастопольской региональной общественной организации развития социальных программ «Сильная Таврида», Окружного казачьего общества «Севастопольский казачий округ», ГБОУ «СОШ№60 им. ГСС В.С. Пилипенко», РОО СОПО «ДОЛГ», отряд «Гардемарины».

Основной задачей семинара являлось ознакомление с современными изменениями в теории патриотического воспитания и его новыми технологиями, а так же содействие в раскрытии воспитательного потенциала учреждениям основного и дополнительного образования, национально-культурным и общественным объединениям.

В качестве экспертов выступали руководители и преподаватели кафедры психологии, истории и международных отношений, географии и физической культуры филиала МГУ, а так же представители образовательных, национально-культурных и общественных организаций, студенты, разрабатывающие содержание, специфику и методику проблем воспитания. В ходе научно-методического семинара затрагивались вопросы технологии воспитания и его субъекты, военно-патриотического воспитания, волонтёрства, информационных технологий.

Педагоги дополнительного образования Городского центра социальных и спортивных программ Севастополя впервые встретились на подобном семинаре, а так же узнали о новых современных технологиях в процессе патриотического воспитания и его интересных методиках.

Открыла семинар своим выступлением Лауреат Международных конкурсов Ирина Стачинская. Волшебные звуки её игры на флейте и музыка Й. Баха создали атмосферу открытости и доверия, настроили аудиторию на высокий уровень восприятия.

Первым поприветствовал участников семинара заместитель директора по научной работе филиала МГУ Французов П.А. В его выступлении был затронут один из главных и острых вопросов современного общества – нахождение нашего государства на острие информационной борьбы.

Продолжили приветствие С.А. Наличаева – кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» филиала МГУ, К.К. Мачнев – товарищ Атамана по связям с общественностью Окружного казачьего общества «Севастопольский казачий округ», который предложил создание Крымского молодёжного казачьего движения. И заключительное приветствие прозвучало от председателя Регионального координационного совета сторонников партии «Единая Россия» М.В. Еремеева, которая ознакомила участников с запланированными на осень 2018 года «Ушаковскими спортивно-интеллектуальными играми» и их значением в патриотическом воспитании молодёжи.

Выступления экспертов семинара были различны по темам, однако каждый из выступающих осветил интересные практические и теоретические методы и подходы, а также новые, хорошо разработанные и усовершенствованные старые технологии патриотического воспитания.

В ходе семинара у участников возникали вопросы, интересные дискуссии с экспертами. Одной из таких дискуссий стал вопрос об использовании в воспитании цифровых технологий и онлайн курсов. Е.И. Сорокиной были предложены курсы для педагогов, на которых они обучаются новым методам донесения информации до детского сознания путём изучения цифровых технологий.

По результатам дискуссии стало очевидно, что существует некий разрыв между поколениями: родители-дети, педагог-ученик. Новые информационные технологии необходимы для сглаживания конфликтов поколений в процессе обучения и воспитания. Остро стоял вопрос среди экспертов и участников о необходимости или об её отсутствии уводить внимание подрастающего поколения от всемирной сети Интернет, как главного отвлекающего фактора в формировании духовно-нравственных ценностей, а так же патриотизма среди молодёжи. Эта проблема прослеживалась на протяжении всего семинара.

Первым докладчиком стала кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры «Психология» филиала МГУ, руководитель Научно- методического центра патриотического воспитания и молодёжной политики филиала МГУ Дубинина Н.Н. Ею в полной мере была раскрыта тема семинара «5 уроков патриотизма», было предложено каждому из участников семинара подумать о его личной идее внедрения форм и новых технологий в патриотическое воспитание и предоставить на следующий день семинара, было озвучено для многих незнакомое понятие «ментальный образ».

Интересными для слушателей стали исследования портрета современного школьника из опыта Тренинг центра кандидата психологических наук Ковалева В.Н., который затрагивал вопросы влияния семьи на ценностные установки ребёнка, вопросы раннего полового созревания и последствия влияния физиологического фактора на образ мыслей и поведения школьников. Было проведено исследование Севастопольских и российских школьников на духовно-нравственные ценности, исходя из которого, было выяснено процентное соотношение ценностей между юношами и девушками, а также выведена приоритетная шкала ценностей различной направленности, в том числе и патриотичной.

Ценной информацией послужил доклад кандидата исторических наук Мартынкина А.В. о проблеме межнациональных отношений, их риски, проблемы и пути сотрудничества. Эксперт ознакомил участников с возможными проблемами, возникающими благодаря потоку информации из зарубежных СМИ, сайтах сети Интернет, поступление в сознание подрастающего поколения недостоверной и провокационной информации, которая влияет на подростков, не умеющий пока мыслить критически. Риском является фактор использования незрелой личности подростка, как инструмента для достижения целей на уровне геополитических задач из-за рубежа. Важно не допустить обман и использование детей – это задача возлагается не только на родителей, но и педагогов.

О традиционных ценностях воспитания в эстонской семье в своём докладе изложила заместитель председателя Севастопольского эстонского общества Брусенцева Э.А. на примере своей семьи, а так же эстонских традиций, которые основывались в первую очередь на уважение к старшему поколению. На территории Севастополя существуют 33 национальных общества, в которых имеются свои традиции, методы и формы воспитания ценностей в семье.

В ходе семинара предлагались к рассмотрению для внедрения в практику воспитания различные формы работы с воспитанниками – квесты, экскурсии, турниры, интеллектуальные и спортивные игры, часы мужества, видео-презентации, внедрение виртуальных технологий.

Интересным и занимательным для подрастающего поколения участники семинара посчитали внедрение опыта погружения в реальные события ВОВ 1941-1945 гг. Главным достижением этой формы работы является то, что дети могут исследовать музейные экспонаты, брать их в руки, погрузиться в военное прошлое. В.Н. Семёнов – директор музея «11 Береговая оборона» предоставил участникам семинара фото посещений детей и подростков с подробной информацией о музее. Он считает, что эта форма работы по воспитанию патриотизма является более действенной, так как затрагивает эмоциональную сферу ребёнка, что в свою очередь является надёжной основой для формирования исторической памяти подрастающего поколения, а так же хорошим стимулом для физической подготовки.

О внедрении практики комплекса Общероссийского движения ГТО участники семинар узнали из доклада С. А. Мудрецовой, которая считает её основополагающей для развития личности, как здорового субъекта РФ, а так же подталкивающим фактором детей к здоровому образу жизни и активным физическим нагрузкам. Достигших лучших показателей награждают знаками отличия, что для школьников является бонусом для поступления в ВУЗы страны. В Севастополе идёт работа по формированию центра движения ГТО.

А.В. Фомин в своём докладе осветил роль передачи культурных, религиозных, исторических ценностей в формировании духовно-нравственных ценностей детей. Он предложил альтернативное решение проблемы игровой зависимости среди школьников: замена обычных компьютерных игр на исторические и информационные компьютерные игры-симуляторы, дающие знания и ведущие ребёнка к поиску книги, как к источнику информации.

Активными участниками в развитии патриотического воспитания являются городские библиотеки, которые «вынуждены продуктивно и много трудиться, придумывать новые формы и виды деятельности для сохранения библиотек и их филиалов, как социально-значимого объекта общественного образования и досуга. Работники библиотек трепетно относятся к своей работе по патриотическому воспитанию, в которой прослеживается большой потенциал. Главный библиотекарь Организационно-методического отдела ЦГБ им. Л.Н. Толстого Нутраченко Е.П. ознакомила участников с такой технологией воспитания, как «виртуальный музей», а также сообщила о ведении работы по оцифровке газеты «Слава Севастополя».

Из доклада М.В. Буцких о деятельности Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара по патриотическому воспитанию узнали о внедрении технологии «онлайн-телемост», которая регулярно используется на практике и даёт свои большие положительные результаты.

Поделился опытом работы В.А. Кузнецов, библиотекарь, капитан 2 ранга в отставке, учитель Высшей категории, дал определение понятия «патриот», имеет коллекцию из 8 значков 1970-го года с изображением храмов Севастополя. В докладе рассматривалась проблема изложения современниками исторических данных и их размытость, подмены настоящих фактов недостоверными.

Темы, заявленные на семинар студентами филиала МГУ, представляли большой интерес среди участников, однако был прослушан только один доклад Кузьминой Татьяны на тему «Речевой этикет учителя как действенное средство воспитания современных школьников».

После окончания семинара заведующая методическим отделом Леус Ирина Дмитриевна выразила огромную благодарность организаторам семинара, лично поблагодарила Кузьмину Татьяну, сказав, что радостно видеть достойное поколение талантливых педагогов.

«Впервые к нам повернулись лицом и пригласили на такой замечательный семинар. Мы рады, что имели возможность узнать много нового и полезного. В нашей сети детско-юношеских клубов по г. Севастополю занимается 3000 детей, поэтому наши педагоги нуждаются в подобных семинарах, сотрудничестве и обмене опытом воспитательной и педагогической работы»

Таким образом, первый день научно-методического семинара можно считать состоявшимся, заявленная тема семинара раскрыта в полной мере. В результате работы были сделаны выводы о необходимости сотрудничества и передачи педагогического опыта между учреждениями культурно-досуговой деятельности, общественными организациями, а также учреждениями основного и дополнительного образования.

Доклад подготовила Варенье Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
руководитель вокальной студии «Встреча друзей»
детско-юношеского клуба «Салют»