домой каталог личный кабинет

Давай поедем на трамвае...!

125 лет назад в Севастополе, на излете лета горожан удивил новый вид транспорта – трамвай. Севастопольская городская Управа в конце 90-х годов 19 века решила на смену конным извозчикам создать в городе более современный вид пассажирского транспорта.

Гласные городской думы отдали предпочтение фирме Рафаэля Карловича фон Гартмана, который владел пароходным сообщением в Петербурге и Нижнем Новгороде, а также достраивал в это время трамвай в Нижнем. 16 августа 1896 был заключен договор о предоставлении концессии на устройство и эксплуатацию электрической железной дороги – трамвая в Севастополе.

Еще до начала строительства Р.К. фон Гартман передал концессию Компании тяги и электричества Бельгийского Анонимного общества (Compagnie de Graction et d Electricite. Societe Anonyme), правление которого находилось в Санкт-Петербурге.

28 августа 1898 года от вокзала по Екатерининской улице вдоль Нахимовского проспекта и обратно под изумленные взгляды горожан прошел первый трамвай. Состоял он из четырех вагонов. Новинка пришлась по вкусу севастопольцам. Газеты писали: «…Из-за зевак полиции пришлось принимать меры к сохранению порядка», «Электрический трамвай наэлектролизовал публику, она окончательно отрамваилась, все ездит и ездит…». Одновременно продолжалось строительство и новых линий. Регулярное движение началось 12 сентября того же года.

Сначала остановки были хаотичными или по требованию. Позже установили 12 остановок со скамейками. Вначале было много курьезных случаев: «Кондуктор Яковлев на Корниловской площади остановил вагон и пошел в трактир. Вагон простоял 15 минут. Пассажиры старались вызвать кондуктора, но безрезультатно».

25 июня 1899 г. российским императором Николаем II были утверждены Условия деятельности в России и Устав Бельгийского Акционерского (Анонимного) общества "Севастопольский трамвай". Цель общества — эксплуатация в г. Севастополе электрических железных дорог и освещения, а также применение электрической энергии для других промышленных надобностей. Вскоре этот вид транспорта стал пользоваться большой популярностью у жителей и гостей города и просуществовал до Великой Отечественной войны. В годы войны трамвайный парк в Севастополе был полностью разрушен, восстанавливать его не стали. Трамвай на улицах города заменили автобусы и троллейбусы.

Фото:

https://humus.livejournal.com/4269713.html
https://transphoto.org/photo/389551/?lang=ru
https://vk.com/wall294413771_668


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив