домой каталог личный кабинет

Виртуальная экскурсия. Лесков

Талантливый русский писатель, близкий по духу Льву Николаевичу Толстому. Писатель-антинигилист, который умел словом «глаголить истину», автор критикующих произведений о русском обществе.

Это всё он, тот самый Николай Семёнович Лесков(1831-1895), 190-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году.

Русский писатель, публицист и литературный критик не боялся говорить правду о мещанстве и приоткрывать завесу тайн в мир духовенства, даже несмотря на жёсткую российскую цензуру второй половины XIX века.

Его жизненный путь не был лёгким. В Орловской губернской гимназии будущий писатель учился плохо, не близка его духу была зубрёжка, не лежало сердце юного Николая к рутинной школьной жизни. Лесков закончил гимназию со свидетельством об окончании всего лишь двух классов. И не знали тогда ни его учителя, ни он сам, что за школьными партами сидел будущий русский писатель-публицист.

По стопам отца в 16 лет Лесков поступил на службу в Орловскую палату уголовного суда и через два года перевёлся служить в Киевскую казённую палату. В Киеве у Николая Семёновича раскрылись таланты, он открыл в себе интерес к иконописи, польскому языку, посещал лекции в университете, а также принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке.

Публиковаться писатель начал довольно поздно, в 26 лет. Началось всё с коротких заметок, опубликованных в нескольких газетах, и осуждающих статей, обличавших коррупцию полицейских врачей. Не избежал Лесков конфликтов с сослуживцами, которые явно были прототипами персонажей писателя.

Творческий путь Николая Семёновича был насыщенный, полный трудностей и испытаний. После осуждающей правительство статьи о пожарах в журнале «Северная пчела», Лесков был отправлен в длительную командировку, в ходе которой он объехал западные провинции империи, побывал в Париже, а по возвращении опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже».

Его первые повести «Житие одной бабы» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) показали индивидуальный художественный стиль писателя, его острый юмор, занимательный слог и особую разновидность сказа, родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться.

После публикации романа «На ножах», в котором высмеивал представителей нигилизма, Лесков получил звание писателя-антинигилиста. Этот роман стал поворотной точкой в творчестве писателя. Как отмечал Максим Горький: «…после злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников».

Его последующие повести «Левша», «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» подтвердили мастерство писателя. Критики отмечали виртуозность воплощения лесковского «сказа», а «Запечатленный ангел» впоследствии был признан одним из лучших произведений писателя.

Помимо своей творческой деятельности Николай Семёнович много попутешествовал по Российской империи, наблюдал за жизнью народа, а также общался с разными общественными деятелями, писателями и философами.

Мировоззрение и мышление Льва Николаевича Толстого, с которым лично Лесков познакомился 20 апреля 1887 г. в Москве и с которым позже состоял в длительной переписке, повлияли на писателя. В письме В. Г. Черткову – редактору и издателю произведений Л. Н. Толстого, лидеру толстовского движения – Николай Семёнович писал: «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума».

Жизненные установки Толстого также отразились на образе жизни писателя.

Став приверженцем вегетарианства, Лесков был первым, кто создал в русской литературе персонажей-вегетарианцев (рассказы «Фигура», 1889 год, Полунощники» (1890), «Соляный столб»). Писатель призывал к необходимости издать книгу вегетарианских рецептов на русском языке. Лесков сетовал на то, что в Российской империи ещё не было ни одной книги с рецептами постных блюд на родном языке, а число вегетарианцев в стране по словам писателя постоянно увеличивалось. Так, появившаяся в 1892 году заметка в газете «Новое время» под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев» не осталась незамеченной, и через год после её публикации вышла в свет первая поваренная книга на русском языке.

Жизнь Николая Семёновича Лескова была яркая и насыщенная. Его творчество повлияло на мышление и мировоззрение общества, в котором он жил, оставило значительный след в русской литературе, а своими глубокими произведениями писатель и по сей день затрагивает души читателей.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив