домой каталог личный кабинет

Сто главных песен на русском языке (1917–2017)

Журнал «Русский репортер» составил рейтинг самых популярных отечественных песен за последнее столетие. Главные — это такие песни, которые помнят, поют и цитируют. Песни, которые стали народными, культурным кодом страны. Без них мы не можем представить себе не просто сам песенный жанр — всю нашу культуру и нашу жизнь.

100 песен Для своего исследования журнал выбрал период: с 1917-го по 2017-й. Столетие невероятно насыщенное: Октябрьская революция, Гражданская война, сталинские индустриализация и репрессии, Великая Отечественная, хрущевская оттепель, брежневский застой, перестройка, лихие девяностые, сытые нулевые и десятые, у которых еще не появилось своего названия... Сто лет назад человек мог услышать музыку в основном только вживую; сейчас же для этого достаточно воткнуть проводок наушников в телефон. Все изменилось, местами до неузнаваемости — а с другой стороны, как и сто лет назад, люди продолжают петь под гитару у костра и на праздниках.

100 песен Главные песни определились следующим образом: на первом этапе исследователи обратились к музыкантам, музыковедам, музыкальным критикам, продюсерам с просьбой написать, какие песни они считают самыми значимыми из созданных за последние сто лет. В результате был составлен список из ста песен, наиболее часто упоминавшихся экспертами. А на втором этапе читатели «РР» проголосовали за песни, которые уже они считают самыми значимыми. И песни распределились в порядке от 1 до 100 по количеству голосов. Результат получился весьма любопытным, а сам список оказался разношерстным.

В него вошли такие разные произведения, как «Священная война» и «На тебе как на войне», «Широка страна моя родная» и «Страна Лимония», «Синий платочек» и «Желтые ботинки», «Вологда» и «В Питере — пить».

100 песен Но если песни помнят, значит, они живут; а если песни живут, значит, они состоялись — независимо от того, «блатняк» это или торжественная баллада о войне: ведь плохих жанров, как известно, не бывает. Журналисты и музыковеды попытались проследить некоторые законы «живучести» песен. И, конечно, не смогли не обратить внимание на их тематику. Тем более что в числе первых десяти песен рейтинга — пять песен о войне. Что характерно для всех них, а также для песен о любви, о Родине, для философских песен? Почему в период тотального атеизма многие песни получились мистическими по своей сути? Как они рифмуются с судьбой их создателей? Почему многие знаменитые песни встретили так много препятствий на пути к слушателям? Музыкальное исследование «Русского репортера» адресовано самому широкому и разновозрастному кругу читателей. Последние годы представлены в рейтинге всего несколькими песнями.

Эксперты, участвовавшие в исследовании, называли разные песни Земфиры, «Ленинграда», «Сплина» и «Мумий Тролля», но в рейтинг вышли одна или две от каждого из этих исполнителей. А первое место среди ста лучших песен на русском языке по версии журнала «Русский репортер» заняла знаменитая «Темная ночь» в исполнении Марка Бернеса.

Все остальные подробности вы сможете найти в этих материалах:

Сто главных песен на русском языке (1917-2017) // Русский репортер. – 2017. – №12-13 июль. – С. 18-25.

Костюковский А. Шлягеры века: (Что поет и слушает страна последние сто лет. От Александра Вертинского до Сергея Шнурова) // Русский репортер. – 2017. – №12-13. – С. 10-17.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив