Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городскаябиблиотекаим. Л.Н. Толстого

Ребусы и тайные знаки Рене Магритта

Жизнь и смерть, тайные знаки, незнакомцы в шляпах-котелках и люди с лицами, наглухо закрытыми тканью. Искусствоведы, пытаясь расшифровать смысл живописных посланий Магритта, считали, что толчком к его мистическому мироощущению стала детская трагедия – самоубийство матери. Сам Рене терпеть не мог, когда критики выискивали буквальную связь между его работами и фактами биографии.

У Магритта устойчивая репутация художника, который всю свою жизнь был верен одному и тому же стилю – хотя на самом деле это совсем не так. Он начинал с абстракции в 1920-х. В его творчестве во время войны также присутствовал импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты. Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени. Рене Магритт одним первых (если не первым) поместил слово в плоскость картины. Он считал, что и слова, и изображения имеют одинаковую природу и одинаково далеки от того, каким мир является на самом деле – а не представлен в голове человека.

В картине «Империя света» (1953) день и ночь нарисованы одновременно – и это создает удивительное, совершенно завораживающее ощущение. Когда Магритта спрашивали, зачем он нарисовал невозможный мир, он удивлялся и отвечал, что показал реальность: день и ночь на земле бывают одновременно. Но он не уточнил, что это никогда и нигде, кроме как на его картинах, не происходит в одном месте.

В каждой своей картине Магритт готовит парадокс. Каждая картина – это комбинация образа, способа его изображения. Названиям картин Магритт уделял особое значение – они как бы «направляют» зрителя в размышления, вводят в «ребус». Эта ситуация заставляет зрителя погружаться в мыслительные процессы, выводы из которых могут удивить самого зрителя. И невольно зритель становится философом.

Несмотря на внешний примитивизм в технике исполнения, художник и его образы становятся весьма заметной фигурой в культуре Европы. Его работы и их символизм узнаваемы в обществе. Портрет Магритта размещён на банкноте в 500 бельгийских франков.

 

Все подробности в материале Леси Орловой на страницах журнала «Караван историй».

Орлова, Леся. Сны наяву: бельгийский художник Рене Магритт / Л. Орлова // Караван историй. — 2018. — №11. — С. 140–153.