домой каталог личный кабинет

Жив ли «Новый мир»?

Главный литературный журнал России отмечает 95-летие.

Что происходит с ведущим литературным журналом страны? Зачем вообще нужны «толстые» журналы? Об этом и о другом мы говорили с главным редактором журнала.

Андрей Василевский, главный редактор «Нового мира»

Да, «Новый мир» жив. Он не закрывался, не реанимировался, а просто непрерывно выходит уже 95 лет. И каждое десятилетие накладывало на него свой исторический отпечаток.

Читатели, помнящие «Новый мир» только советского времени и взявшие его теперь в руки, одновременно и узнают его, и не узнают. Узнают привычную голубую обложку с тем же логотипом (мы ими дорожим, это наш «сертификат подлинности. Но… Сам литературный ландшафт с тех пор радикально изменился.

Сегодня у журналов нашего формата другие проблемы. Сам институт индивидуальной подписки на бумажную периодику исторически ушел в прошлое, подписка библиотечная сокращается и сокращается. Основной же наш читатель (каждый третий до 35 лет) сегодня в Сети на – бесплатном для чтения – новомирском сайте, где выложены не только электронные версии номеров, но и осуществляются разные проекты – например, «Великие авторы «Нового мира» или открытые Конкурсы коротких эссе к юбилеям русских классиков.

Ежегодные гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям продлевают наше существование, но никак не гарантируют его в дальнейшем.

Зачем нужны «толстые» литературные журналы сегодня?

Андрей Василевский: Основное – квалифицированный редакционный коллектив, способный дать экспертную оценку современным литературным текстам и произвести разумный отбор, предложив читателю неслучайную сплотку неслучайных текстов в виде очередного номера (что особенно ценно на фоне множества сайтов для самопубликаций). Наш выбор авторов и произведений «нерыночный», что, кстати, и открывает возможности для молодых.

Вообще, долго существующие культурные институции – как наиболее «старые» литературные журналы «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов» и другие – сами по себе есть воплощение исторической преемственности и связи творческих поколений. Это не риторика, а реальность.

Какими авторами сегодня вы особенно гордитесь? Есть ли открытия новых имен?

Андрей Василевский: Скажу прямо и, возможно, неожиданно: мы не заточены на поиск непременно новых авторов. Они есть, но искать их не надо, они сами к нам приходят – разными путями (бывает, что и из Литературного института, где я, как и вы, тоже преподаю). Как правило, мы работаем с писателями, уже нарастившими литературную репутацию, и это не обязательно люди старшего поколения. Есть у нас, как мы говорим, постоянные авторы, печатающиеся регулярно – поэты Александр Кушнер и Юрий Кублановский, Олеся Николаева и Бахыт Кенжеев, Ирина Ермакова и Максим Амелин, прозаики Борис Екимов и Олег Ермаков, Роман Сенчин, Игорь Вишневецкий, Олег Хафизов… Их много. Да простят меня те, кого не назвал. Без таких постоянных авторов делать толстый ежемесячник трудно.

Назову также современного прозаика, поэта, драматурга Дмитрия Данилова. Успеху его пьес в театральном мире я очень рад, они все были напечатаны в «Новом мире». А его пьеса «Человек из Подольска» недавно была экранизирована и участвовала в фестивале «Кинотавр».

Скажу от себя. Если завтра я узнаю, что «Нового мира» больше не существует, мне будет больно прежде всего за Россию. Ни одна культурная страна мира так не поступает со своими традиционными ценностями. Живите сто лет и дальше!

Андрей Василевский: Мы стараемся. Но нам – не скрою – сегодня трудно.

Источник:

Басинский П. Жив ли «Новый мир»? Главный литературный журнал России отмечает 95-летие / П. Басинский // Российская газета. — 2020. — 5 ноября. — С. 7.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив