Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733544-537

Скрытый за светом фонаря

Исполняется 140 лет со дня рождения Александра Блока

И всё же он остаётся недочитанным и недопонятым поэтом. В «Литературной газете» опубликована беседа о его философских и творческих взглядах с доктором филологических наук, профессором МГУ Владимиром Новиковым.

Блока причисляют к кругу символистов. В чём особенность именно блоковского символизма?

Для него символизм был синонимом истинного искусства, о чём он говорил в своей знаменитой речи, и имел не групповое, а более широкое значение, был символом наступившего нового века. Символизм ни в чём не стеснял Блока, а наоборот, только позволял раскрыть все внутренние возможности его гения. Блок не держался за этот теоретический символ, позволял себе отходить от него. Определённый шаг в сторону акмеизма можно видеть уже в «Итальянских стихах». Но потом, где-то в 1913 году, поэт, колеблясь между акмеизмом и футуризмом, неожиданно делает выбор в пользу футуризма.

Хотя футуристы всячески порочили Блока в своих манифестах, он оказался выше этого. А главное, поэтика футуризма вошла в «Двенадцать». Он написал авангардную поэму о революции, где сохранилась символическая многозначность, но при этом появилась и конкретная футуристическая графичность, броскость: это было не революционное решение, а эволюционное, и оно оказалось плодотворным.

Маяковский в поэме «Хорошо» мифологизирует свою встречу с Блоком, придумывая их разговор в революционном Петербурге, и иронизирует по поводу блоковской поэтики. Но сейчас в масштабе столетия мы видим, какая поэма о революции главная. Время решило спор в пользу «Двенадцати».

К чтению Блока нужен индивидуальный подход. Он – очень доброжелательный поэт, с которым можно и нужно по-человечески подружиться.

Источник:

Галкина, В. Скрытый за светом фонаря : [беседа с доктором философских наук, профессором МГУ Владимиром Новиковым] / В. Галкина // Литературная газета. — 2020. — 25 ноября. — С. 8.