домой каталог личный кабинет

Как Снегурочка с Дедом Морозом повстречались

Дореволюционная «боярышня в тулупчике» не сразу стала своей на советских праздниках.

Многочисленные сказки о снежной девушке, издавна бытовавшие в народе, имеют очень мало общего с современной новогодней Снегурочкой. В русском фольклоре она – ожившая снежная баба, которую слепили старик со старухой. В конце XIX века этот сюжет переложил на свой лад Александр Островский. У него дочь Мороза и Весны уходит жить к людям, влюбляется и тает от любви. А знакомая нам с детства Снегурочка-красавица, с косой до пояса, в шубке с морозными узорами, с богато отороченными мехом воротником, манжетами и шапкой – детище великих художников Васнецова и Врубеля.

В. Васнецов. Снегурочка. 1899 г.

 

Историческая встреча с Дедом Морозом

Дед Мороз в городской среде был хорошо известен до революции, еще в начале XX века он приходил с подарками на рождественские елки к «барчукам». Потому в годы жесткой антирелигиозной кампании был признан старорежимным предрассудком и попал в немилость.

28 декабря 1935 года второй секретарь ЦК ВКП(б) Украины П. Постышев выступил через газету «Правда» с призывом искоренить «нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком» и устроить «хорошую советскую елку во всех городах и колхозах».

Первые «экспериментальные» елки 1936 года на всякий случай проводили без Деда Мороза. На встречу Нового 1937 года Дед Мороз уже пришел ко всем ребятам.

Громогласного седобородого старика с палкой многие дошкольники откровенно побаивались. Поэтому, обобщив первый «елочный» опыт, советские педагоги и деятели культуры разработали единый канон праздника, сделав Снегурочку непременной помощницей Деда Мороза.

Задорная девочка, ровесница зрителей... проказница. Она не стоит на месте, придумывая различные затеи. Она посредница между Дедом Морозом и зрителями.

Вот как было предписано выглядеть довоенной Снегурочке:

«Белая или светло-голубая шубка-платье, опушенное белой фланелью. Шапочка из того же материала. На ногах светлые валенки или сапожки, сшитые из ткани и надетые на обычную обувь. Узоры на шубке и шапочке наносятся от руки или через трафарет голубой, розовой, светло-желтой красками и серебряным блеском. Косы делаются изо льна, пеньки или раскрученных шелковых шнуров светло-желтого цвета и пришиваются к шапочке».

Но после войны от канона отошли, костюмы стали разнообразнее, вернулся оперный вариант – в длинной шубе. А первые игрушечные снегурочки из папье-маше словно сошли с полотна Васнецова.

Снегурочка сразу завоевала детские сердца. При ней самые застенчивые малыши втягивались в игру и набирались храбрости прочитать стихотворение. Не удивительно, что очень скоро сценарии новогодних праздников стали составлять «под Снегурочку». Деду Морозу оставалось лишь зажигать огоньки под возгласы «Елочка, зажгись!» и раздавать подарки.

Традиционной интригой новогодних представлений было внезапное исчезновение Снегурочки. Детей активно привлекали к поискам, и ко всеобщему удовольствию внучка Деда Мороза и праздник были неизменно спасены.

Источник:

Чагадаева О. Снегурочка. Дореволюционная «боярышня в тулупчике» не сразу стала своей на советских праздниках // Родина. — 2019. — №12. — С. 86-89.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив