Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городская библиотека им. Л.Н. Толстого

Дон Кихот советской страны

Доктор искусствоведения Михаил Швыдкой в одном из последних номеров Российской газеты знакомит читателей с творчеством Павла Петровича Леонова, одного из важнейших наивных художников нашего Отечества.

  Он ушел из жизни в 2011 году, получив творческое признание, но так и не добившись материального благополучия, к которому, впрочем, и не стремился. Василий Церетели сделал все, чтобы праздничная живописная утопия, созданная Леоновым, стала заметным событием российской культурной жизни.

«Перевернутый мир» Павла Леонова кажется полунаучной фантастикой, простонародной советской утопией, так и не воплотившейся в жизнь. При всем различии их видения мира они входят в него почти одинаково – через пространство окон, рамы, которые затем впускают и зрителей в созданную художниками новую реальность. Живопись была той прекрасной жизнью, которая не дала Леонову пропасть в суровой реальности.

Павел Петрович Леонов, вынужденный покинуть родное село в Орловской области восемнадцати лет от роду, скитался по всей огромной Стране Советов, работая штукатуром, печником, столяром, жестянщиком, строителем, художником-оформителем... В последние месяцы войны, выпущенный из Бакинского пехотного училища, он воевал в частях 3-го Украинского фронта, получил ранение, служил в Австрии и Венгрии. Был трижды судим, последний срок, семь лет, он получил в 1946 году, но вскоре вышел по амнистии. До 1975 года у него не было ни прописки, ни кола, ни двора. Его работы, написанные в пору ученичества, выставляли на разных выставках, но никто не знал, где искать их автора.

Только в середине 70-х он покупает дом в селе Меховицы, в медвежьем углу Ивановской области, с трудом зарабатывает на жизнь возницей на лошади, женится, у них с Зиной появляется сын. Ему некогда и не на что заниматься живописью - нет ни материалов, ни красок. Его имя оказывается в мировой энциклопедии наивной живописи, выпущенной в 1984 году, но он возвращается к творчеству лишь в начале 90-х годов, когда ему исполнилось 70 лет.

Он писал по собственным законам, которые диктовали ему интуиция и воображение. Страна Советов была и будет путеводной звездой планеты. Раньше царская Россия была тюрьмой народов. А сегодня жизнь пришла вольная и в науке, и в труде, и навсегда ушли от проклятой муки и от бессмысленной беды. Это пишет человек, чья жизнь была «проклятой мукой и бессмысленной бедой».

Художник, которого односельчане за глаза называли дурачком, а Михаил Рогинский «Дон Кихотом Советской страны». Ну кто еще мог оставить на своем полотне такую надпись: «В. И. Ленин памятник себе воздвиг нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа»!

В творчестве Павла Леонова искусствоведы отмечают ту энергетику и визионерство, которое Пабло Пикассо открыл в работах Анри Руссо, а братья Зданевичи, Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили – в клеенках Нико Пиросмани. Наивные художники, укорененные в глубинной фольклорной традиции, внутренне связаны с самыми смелыми авангардистскими поисками в искусстве новейшего времени. Они и есть та волшебная самоценная почва, на которой рождаются дерзкие открытия, без которых современная культура мертва.

Источник:

Швыдкой М. Дон Кихот Советской страны. Живопись художника-примитивиста Павла Леонова // Российская газета. — 2020. — 21 октября. — С. 13.