Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городская библиотека им. Л.Н. Толстого

Вера Мухина: монументальная женщина

В июле исполнилось 130 лет со дня рождения Веры Мухиной. Она родилась в семье рижского купца, получила образование в парижских художественных студиях и стала классиком монументального искусства XX века. Её «Рабочий и колхозница» – самое яркое и значительное выражение советской символики.

В 1912 году Мухина переехала в столицу художественного мира – Париж, где и продолжила своё образование. Она училась в известной студии Ф. Коларосси и знаменитой Академии де ла Гранд Шомьер – самой популярной из всех парижских художественных школ. Уроки скульптуры Мухиной давал Эмиль Антуан Бурдель – знаменитый монументалист, ученик Родена.

После почти двух лет учёбы в Париже Вера Мухина совершила путешествие по Италии, где изучала живопись и скульптуру Ренессанса.

Другими словами, за плечами у классика социалистического реализма и одного из самых значительных представителей советского монументального искусства было обширное и глубокое художественное образование – самого высокого мирового уровня.

Нам Вера Мухина известна, прежде всего, как автор скульптуры «Рабочий и колхозница», но мало кто знает, что именно в Крыму она получила свои первые уроки рисования. Мухина была великолепным модельером. Ее эскизы появлялись на страницах журнала «Красная Нева». А когда был основан Московский дом моделей одежды, она стала членом его художественного совета.

Вера Мухина моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Cталинские премии.

Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона.

Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды – универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.

Как всякий талантливый человек Вера Мухина всегда искала и находила разные средства самовыражения. Новые формы их динамическая острота занимали ее творческое воображение. Как изобразить объем, его разные динамические формы, как приблизить воображаемые линии к конкретной натуре, вот о чем думала Мухина, создавая свою первую знаменитую скульптуру крестьянки. В ней Мухина впервые показала красоту и мощь женского тела. Ее героиня не воздушное изваяние, а образ женщины-труженицы, но это не безобразная рыхлая глыба, а упругая, цельная и гармоничная фигура не лишенной живой женской грации.

«Моя «Баба», – сказала Мухина, – твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее. Я делала ее без натуры, из головы. Работая все лето, с утра до вечера».

«Крестьянка» Мухиной сразу привлекла самое пристальное внимание, но мнения разделились. Кто-то восторгался, а кто-то недоуменно пожимал плечами, но итоги выставки советской скульптуры, приуроченной к первому десятилетнему юбилею Октября, показали абсолютный успех этой неординарной работы – «Крестьянку» взяли в Третьяковскую галерею.

Позднее в 1934 году «Крестьянка» экспонировалась на XIX Международной выставке в Венеции и ее первый бронзовый отлив перешел в собственность Ватиканского музея в Риме. Узнав об этом, Вера Игнатьевна очень удивилась, что ее грубоватая и кажется вытесанная топором, но полная достоинства и спокойствия русская баба заняла место в знаменитом музее.

 

Источники:

Ефремова С. Когда рисунок оживал, струился радугою ткани... 130 лет со дня рождения выдающегося советского скульптора Веры Мухиной // Крымские известия. – 2019. – 12 июля. – С. 8.

 

Заболоцких Е. Вера Мухина лепила «Рабочего и колхозницу», а ее саму – врачи // Комсомольская правда. Крым. – 2019. – 12 июля. – С. 11.