Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городскаябиблиотекаим. Л.Н. Толстого

Невидимый Сэлинджер. К 100-летию со дня рождения

За шумными новогодними праздниками прошел почти незамеченным столетний юбилей великого американского писателя Джерома Сэлинджера, родившегося, как и наш классик Даниил Гранин, 1 января 1919 года. А вспомнить стоит. И не только потому, что он – автор одного из самых культовых романов мировой литературы – «Над пропастью во ржи». Роман вышел в 1951 году, а его русский конгениальный перевод Риты Райт-Ковалевой появился в 1960-м. Это случилось раньше, чем во многих странах, не говоря о том, что в родной Америке в некоторых штатах книга была запрещена. Культовый журнал Time включил роман в список 100 лучших англоязычных произведений ХХ века.

Главное то, что Сэлинджер значителен даже вне зависимости от того, что он написал. А писал он еще и чудесные рассказы и печатал их не где-нибудь, а в журнале New Yorker. И еще – странную повесть «Выше стропила, плотники» в буддийском духе.

Но кроме этого, он задал нам какую-то загадку, которую мы до сих пор не можем разгадать. История, впрочем, известная...

После бешеного (без преувеличения) успеха романа «Над пропастью во ржи» он добровольно заточил себя в «Башню из черного дерева», если воспользоваться названием романа британского писателя Джона Фаулза, написанного о таком же чудаке. Почти пятьдесят лет Сэлинджер прожил за высоким забором в своем особняке в небольшом городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, где скончался в 2010 году в возрасте 91 года. Вроде он занимался мистическими практиками, нетрадиционной медициной и прочими нам, смертным, невнятными вещами. Но в точности мы мало что знаем о его жизни.

Он запретил публикации ранних рассказов. Он запретил экранизацию «Над пропастью во ржи», объяснив это тем, что нельзя визуально показать внутренний мир героя, Холдена Колфилда, этого странного мальчика, от которого снесло крышу у не одного поколения тинэйджеров и отнюдь не только американских.

(Кстати, в буквальном смысле «снес крышу»: именно Колфилд ввел моду на ношение кепки козырьком назад). Он отказался от любых интервью и съемок своей внешности.

Проще говоря, он ушел из мира.

Сэлинджера тоже легко заподозрить в ловком пиаре наоборот: «Невидимый Сэлинджер».

Но мир-то от него не уходил! Влияние романа Сэлинджера на многих крупнейших писателей, режиссеров, знаменитых рок-музыкантов нельзя переоценить. Роман переведен на все возможные языки мира, издан десятками миллионов тиражей и каждый год переиздается сотнями тысяч.

И вот вопрос: «зачем ушел» Сэлинджер?

Первый и самый простой ответ: так захотел. Так ему нравилось жить. Кому-то нравится стоять в свете рампы, а кому-то сидеть под зеленой настольной лампой. Но простой ответ нас не устроит.

Сэлинджер оставил нам ТАЙНУ. Это тайна писателя, который создал один великий роман и послал всех к черту. Он сидел в своей «башне» и, может быть, обо всех нас забыл. Но о нем не забывали. Наши писатели, боюсь, просто выбирают разные стратегии выживания в сложном мире, но тайны в их жизни нет. Пелевин, в отличие от Сэлинджера, непрерывно издает романы, а Прилепин время от времени шумно меняет свой образ. Тайна – когда интересно, а не когда мелькают. Или «отсутствуют», печатая две книги в год.

Источник:

Басинский , П. Невидимый папа. Столетие великого американского писателя Джерома Сэлинджера // Российская газета. — 2019. — 14 января . — С. 9.