домой каталог личный кабинет

Мечта Александра Дейнеки

Люди проходят мимо них, не обращая внимания на привычную, примелькавшуюся красоту. Парашютисты, словно летящие, парящие в воздухе спортсмены, самолеты с алыми крыльями, Кремль, напоминающий космическую ракету, дирижабль...

Все это знаки времени, символы, по которым Дейнека выстроил свое творчество и структурировал биографию. Спорт, самолеты и дирижабли – олицетворение раннего советского времени, с его культом здорового человеческого тела и новейшей на то время техники, верой в будущее и прогресс. Нам это непонятно: тридцатые годы, с их порывом вперед и вверх, героикой и ужасом остались в прошлом, мозаики Дейнеки для нас всего лишь красивая картинка. При этом он, признанный советской властью художник, был необыкновенно противоречив.

По сути дела, Дейнека прожил не одну, а несколько творческих жизней. В первой он был модернистом, испытал сильное влияние Пикассо и немецкого экспрессионизма, и это отозвалось ему в 1948-м, когда началась борьба с тлетворным влиянием Запада. Дейнеку покарали, понизили в должности – он был директором Московского института прикладного и декоративного искусства, а стал преподавателем. Его судьбу это не сломало, впереди были присуждение звания Народного художника СССР и Ленинская премия, официальное признание одним из первых мастеров своего времени.

Поздние работы Дейнеки с ликующими, красиво одетыми колхозниками на открытии красивой колхозной электростанции («Открытие колхозной электростанции», 1952), мощными и опрятными кузнецами («Кузнецы», 1957), бодрыми рабочими и мудрым руководителем («На просторах подмосковных строек», 1949) так полно выражают идеал социалистического реализма, что одновременно его обнуляют. Мечта выдохлась, после этого из картин художника ушли энергия, вера, внутренний драйв, хотя мастерство осталось безупречным. Для того чтобы понять, как сильна и прекрасна, художественно плодотворна была мечта, достаточно взглянуть на работы Дейнеки 20-30-х годов.

Монументальная, словно отлитая из бронзы «Оборона Петрограда» (1928). Вратарь, тянущийся в воздухе за мячом, распластавшийся в нем так, как будто он преодолел законы гравитации («Вратарь», 1934). Залитые солнцем города и поселки, обнаженные и полуобнаженные женские и мужские тела, свет, воздух, рвущаяся вперед сила. Парящие над землей самолеты. Все это существует в отрыве от реальной жизни своего времени и имеет к ней такое же отношение, как жизнеутверждающий советский кинематограф 30-х, вот только в работах Дейнеки несравнимо больше творческой мощи, и проживут они намного дольше.

 Картина Дейнеки «За занавеской» (1933), в 2015-м была продана на аукционе MacDougalls в Лондоне за 3,5 миллиона долларов. У него был дар слышать время и меняться ему в лад. Фотограф угрозыска, воевавший с белыми красноармеец, борец и боксер, добрый знакомый Маяковского, больно битый критиками Российской ассоциации пролетарских художников, Дейнека был жаден до живой жизни. Сын железнодорожника, прекрасный спортсмен, любитель техники, он был созвучен своей эпохе. А когда эпоха остановилась и застыла, он рассказал и об этом.

Источник: Филиппов А. Мечта Александра Дейнеки.
Как художник пришел к «Трудному решению» // Российская газета. Неделя. — 2019. — 15 мая. — С. 24.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив