домой каталог личный кабинет

Королева герметического детектива - Интервью с Яной Вагнер

Как родился сюжет «Вонгозера»?

Вагнер: Честно говоря, не было ни замысла, ни плана. С романом все вышло неправильно: мне было 37, я занималась совершенно другими вещами и не помышляла стать писателем. Никакого преодоления себя, текстов в стол. Мы просто посмотрели очередной фильм об эпидемии и за ужином немножко порассуждали с мужем и сыном о том, как поступили бы, случись это с нами. А потом я написала небольшой текст и выложила в «Живом журнале», тогда все туда что-то писали. И вдруг его прочитали несколько тысяч человек. Так иногда случается: люди пришли и начали со мной разговаривать, так что я написала следующий кусок, потом еще, и через год неожиданно получился роман. Не была уверена, смогу ли закончить. Часто даже не представляла, какие события произойдут в следующей главе. И уж точно не ожидала, что его захотят сразу три хороших издателя, начнут переводить на другие языки и даже сделают кино. Это было счастливое время — никакого страха и ответственности, чистое удовольствие, я была не писатель, а всего лишь беспечный самозванец. Очень скучаю по этому ощущению.

Однажды Вы заметили, что русские писатели не могут оторваться от XX века. Как оцениваете современный «литпроцесс»?

Вагнер: Думаю, от прошлого века нам еще долго не оторваться. Для Европы и Америки он худо- бедно закончился, а для России — нет, мы с ним все еще не разобрались, по-прежнему больны им, разгневаны, обижены и ни о чем между собой не договорились, а следовательно, не способны осмыслить. Но жить с открытой дверью неуютно, оттуда дует, и культура не может на это не реагировать. Не случайно львиная доля заметных современных отечественных романов написана именно о прошлом столетии, как будто до нынешнего времени просто не дошли руки; русские писатели раз за разом штурмуют эту гору, пытаясь объяснить, найти ответы, прийти к согласию. Однако для рефлексии нужна дистанция, а ее нет, мы все еще там и потому необъективны. Словом, я жду автора, который поможет захлопнуть, наконец, эту чертову дверь и выйти в XXI век. В остальном же наша современная литература очень меня радует, она удивительно разнообразна и не перестает удивлять.

«Культура» поговорила с писательницей о любви к страшным историям, «случайном» успехе в «Живом Журнале», плохом характере писателей и счастье быть беспечным самозванцем.

Читайте в газете «Культура»:

Ефремова, Д. "Великие книги написаны с невыносимой откровенностью" : [беседа с писательницей Яной Вагнер, заслужившей славу королевы психологического триллера] / Д. Ефремова // Культура. - 2019. - № 32 (20-26 сентября). - С. 13.

И также:

Дремова, Н. "Однажды просто сочинила..." : [писательница Яна Вагнер о людях, времени и деле, которое делает счастливым] / Н. Дремова // Аргументы и Факты. - 2019. - №39. - С. 3.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив