домой каталог личный кабинет

Как Жак жанр основал

Отцу мировой оперетты Оффенбаху – 200 лет

Именно это худощавый парижанин в пенсне , пришелец из Пруссии, стал основателем целого жанра в музыкальном искусстве.

Это разновидность оперы-буфф с привкусом бурлеска - первой, парижской разновидности оперетты. Легар, Штраус, Кальман, Лекок, Салливан и прочие короли жанра - они уже потом, а первым был сын кантора кельнской синагоги Якоб, получивший затем имя Жак Оффенбах. Отец перевез его в Париж, в 14 лет отдал в консерваторию, и Франция стала родиной нового искусства, которое вскоре захлестнет Европу, доберется до Японии и, переплыв Атлантику, придет на американский континент уже в статусе мюзикла.

Понятно, что ее предтечей были комические оперы Доницетти и Россини - тоже легкие в восприятии, хотя и адски трудные в исполнении. Но Оффенбах со своими либреттистами Мельяком и Галеви перевел жанр в сатирический регистр, наполнив его аллегориями и злободневными аллюзиями. Скажем, "Орфей в аду" и "Прекрасная Елена", используя коллизии античных мифов, весьма прозрачно потешались над Наполеоном III, высмеивали нравы императорского двора и парижского света.Это был как бы новый Свифт, сочинявший свои сатиры на языке музыки.

"Я хочу, чтобы публика смеялась, - писал Оффенбах. - И не над безобидной чепухой, а над фактами важными, даже опасными, которые вполне можно одолеть".

По свидетельству нашего Гарина-Михайловского, продвинутое русское студенчество исправно посещало все новинки, потом яростно споря - это балаган или все-таки искусство?

За свою не слишком долгую жизнь мастер написал более ста "несерьезных" опусов для сцены. заслужил похвалу Джоаккино Россини, назвавшего Оффенбаха "нашим маленьким Моцартом Елисейских полей", и все мечтал написать "серьезную оперу". И в конце концов создал свой главный шедевр - "Сказки Гофмана", но завершить оперу ему помешала смерть в 1880 году - триумфальную премьеру он уже не увидел.

В 2011 году "Орфея в аду" поставил театр "Московская оперетта", в роли Юпитера блеснул Юрий Веденеев, но спектакль долго не прожил: Москва всегда предпочитала сарказму великого сатирика салонные страдания героев Кальмана.

Источник: Кичин, В. Как Жак жанр основал : [отцу мировой оперетты Оффенбаху - 200 лет; театр] [Текст] / В. Кичин // Российская газета. - 2019. - 20 июня. - С. 11.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив