Идеальный читатель – это соавтор писателя
На страницах «Литературной газеты» опубликовано интервью Евгения Водолазкина. Писатель рассуждает о современном читателе, крупных литературных премиях и главном герое своего нового романа «Брисбен».
Что может сделать писатель для решения проблемы «исчезающего» читателя?
— Когда-то я считал, что идеальный читатель — это человек, похожий на автора, случай, когда замок открывается авторским ключом. Сейчас я не так категоричен. Иной раз у читателя обнаруживается свой ключ, и он, как выясняется, не хуже авторского.
Отношения автор — читатель не должны быть улицей с односторонним движением — они должны быть диалогом. И в этом смысле можно сказать, что идеальный читатель — это активный соавтор писателя .
Исчезновение читателя, которое действительно характеризовало литературный процесс последних десятилетий (я говорю о серьёзной литературе), сейчас, по счастью, приостановилось. Об этом свидетельствует статистика. Падение продаж прекратилось в 2014 году. Последние три-четыре года наблюдается рост — как в области наименований издаваемых книг, так и в отношении тиражей. Это настраивает меня на оптимистический лад.
В чём главная задача литературных премий?
— Я думаю, что они призваны быть своего рода навигатором для читателя. У людей обычно нет возможности знакомиться со всеми литературными новинками, и они обращаются к мнению тех, кто по роду своих занятий читает много. Каждая из премий делает свой выбор на основании решения квалифицированного жюри.
Премии имеют разных учредителей и разную идеологию, но вот что интересно: в значительной степени их шорт-листы часто пересекаются. На мой взгляд, это свидетельство объективности решения.
Настоящий профессионал всегда оценит класс текста независимо от всех внелитературных обстоятельств. На встречах с читателями писателей и критиков непременно спрашивают, что читать. Я в таких случаях советую сопоставить короткие списки разных премий и читать в первую очередь общие для них книги.
Каков герой «Брисбена»? Почему основным персонажем новой книги стал именно музыкант?
— Если бы я сделал моего героя писателем, то все бы подумали, что описывается известно кто... На самом деле мне нужен был собирательный образ человека, занимающегося творчеством. Я выбрал музыку. Каков этот герой? Прежде всего он, простите за каламбур, не герой. Обычный, в общем, человек, способный испытывать как сочувствие, так и раздражение. На пике своей славы — скорее раздражение и усталость. Постигшая героя беда многое в нём меняет.
Если говорить о литературе XX и начала XXI века, какие книги вы бы рекомендовали к прочтению?
— Знаете, здесь я совершенно не оригинален и следую сложившемуся канону. Ведь канон этот складывается неслучайно. В нём соединяются две составляющие: высокое качество текста и столь же высокий читательский интерес. Только в голове читателя текст способен реализоваться. Исходя из этого, я думаю, что иерархия текстов — полезная вещь.
Условный список классики формируют многолетняя читательская традиция, литературоведческие исследования, критика, школа и некоторые другие вещи. Звучит, может быть, банально, но это я советую читать прежде всего.
Что касается современности, то здесь мнения в полной мере ещё не устоялись. Мне нравятся многие, и список здесь может быть длинным. Чтобы не превращать нашу беседу в алфавитный перечень, ограничусь несколькими именами. Из наших писателей — Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Владимир Шаров, Саша Соколов. Из иностранных — Патрик Зюскинд, Кадзуо Исигуро, Джулиан Барнс.
Источник:
Скрылева, Ю. Идеальный читател ь — это соавтор писателя. Шорт-листы крупных литературных премий пересекаются неслучайно: [интервью с писателем Е. Водолазкиным] // Литературная газета. — 2019. — 20–26 февраля . — С. 9.