домой каталог личный кабинет

Головоломки XXI века от японских мастеров детектива

В Россию приехал Содзи Симада – один из самых известных современных авторов детективных произведений. Два из них, «Токийский зодиак» и «Дом кривых стен», уже переведены и успешно продаются в России. В Японии его называют «отцом нового детектива» и «богом загадки». В интервью Российской газете Симада-сэнсэй рассказал о том, как будет дальше развиваться детективный жанр, что может означать появление призраков, а также о больших тиражах детективных романов в Японии.

Содзи Симада. Что касается нового японского детектива, то во второй половине 20 века было время остросюжетного детектива, и какие-то произведения, отклоняющиеся от этого жанра, писать было сложно. Но у остросюжетного жанра есть особенность – в нем писателя не очень интересует детективная интрига. А вот жанр син-хонкаку или новый японский детектив – это попытка вернуться к классическому детективу, в котором главное – преступление, головоломка и интеллектуальная игра с читателем. Этот подход подразумевает интересную развязку и удерживающий внимание сюжет. Если мой первый роман «Токийский зодиак» – это, скорее, сплав детектива и мистицизма, то уже «Дом кривых стен» я попытался написать в соответствии с принципами классического детектива.

Как оказалось, в мире есть спрос на такие произведения. Они были переведены во многих странах, а вот теперь появились и в России.

Популярна ли сейчас в Японии русская литература?

Содзи Симада: В Японии русская литература, музыка, театр раньше были широко известны. Но если русские музыка и театр пользуются популярностью и сейчас, то литература несколько отошла на второй план. Но, мне думается, что именно в России должны появиться настоящие таланты, которые напишут русские детективы в стиле хонкаку. Я с нетерпением жду их появления.

A насколько велики обычно тиражи художественных произведений в Японии?

Содзи Симада. Было время, когда Харуки Мураками выходил в Японии миллионным тиражом, но это все же, скорее, особый случай. В целом же людей, которые публикуются тиражом более 200 тысяч, порядка десяти человек на всю страну. Книги еще около двадцати человек выходят тиражом несколько десятков тысяч экземпляров. Но хочу отметить, что в Японии рынок очень подвижный, и это способствует появлению новых имен, по крайней мере в жанре детектива. Есть много премий за лучший дебют. Бывает, что никому не известные люди получают такую премию, и их тиражи взлетают до 100 тысяч экземпляров. При этом я вижу, что ни в России, ни в других странах практически нет премий для дебютантов в области детектива. Правда, мне уже рассказали, что в следующем году в России планируется сделать премию «Преступление и наказание», и надеюсь, что ситуация изменится.

В чем отличие японского детектива от западного?

Содзи Симада. Сейчас в мире большинство пишет остросюжетные детективы. И только в Японии уже наступил следующий этап, когда на первый план опять выходит головоломка, как это было в «Золотой век детектива» в первой половине 20 века. В этом разница между Японией и другими странами. Мне кажется, что с одной стороны сейчас существует такой вот японский игровой детектив, а с другой стороны – более тяжеловесный западный детектив. Хотя всегда есть исключения, конечно.

Источник:

Волков, К. Головоломка XXI века. Ведущий японский автор детективов Содзи Симада рассказал, почему Япония опережает весь мир в этом жанре // Российская газета. — 2019. — 19 декабря. — С. 9.

 


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив