Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городскаябиблиотекаим. Л.Н. Толстого

Эдгар Алан По – легенда американской литературы

Если спросить у рядового читателя, кто такой Эдгар По, то услышишь в ответ: «Автор страшных рассказов». Более искушенные выразятся точнее: «Отец мирового хоррора». Девятнадцатого января исполнилось 210 лет со дня рождения самого неамериканского из американских писателей. Он прожил на белом свете всего сорок лет.

Литературная карьера По насчитывает менее двадцати лет, с начала тридцатых годов до конца сороковых. За это время он умудрился стать основателем не только жанра хоррора, но и детектива, научной фантастики, мистической и психологической прозы, символизма в поэзии и между делом оказал влияние на мировую космологию и криптографию. Как он это сделал – абсолютная загадка его гения, особенно учитывая о глубоко несчастную судьбу писателя.

Вокруг По всегда было предостаточно разного рода легенд и мистификаций. Во-первых, у него было много литературных врагов. Вообще при жизни на родине он был больше известен как критик, печатавший весьма нелицеприятные статьи о собратьях по перу. Во-вторых, автором некоторых мистификаций был он сам. Чего стоит запущенная им легенда, что в 1829 году он, как Байрон, бежал в Грецию бороться за ее свободу, но, не добравшись до Греции, почему-то оказался в Петербурге. Только в ХХ веке документально установили, что в это время По служил в американской армии под именем Эдгара А. Перри. Это тоже было в его духе: подписывая контракт на службу в армии, он скрыл свое настоящее имя под псевдонимом.

Другой мистификацией По стал стилизованный под новостную статью в газете рассказ «История с воздушным шаром» о якобы готовящемся трансатлантическом перелете. Публика, разумеется, сошла с ума от этой сенсации, но мистификация быстро открылась. Однако из такой мистификации, а также из рассказа «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» затем и вырос Жюль Верн, признававший По своим предтечей.

О влиянии Эдгара По-прозаика на мировую литературу можно долго говорить. Но при этом не стоит забывать, что он был прежде всего великий поэт, возможно, самый великий поэт Нового Света. Даже высокомерный Набоков признавал влияние на себя Эдгара По. Недаром Гумберт в «Лолите» без ума от последнего стихотворения По «Аннабель Ли». И именно этот момент, безусловно, является одним из главных «ключей» к пониманию романа. Так что Набоков по совести тоже должен был отдать десятую часть своих огромных доходов от «Лолиты» на памятник По.

Источник:

Басинский , П. Гонорар на могилу Эдгара По: [19 января исполнилось 210 лет со дня рождения Эдгара Аллана По, самого неамериканского из американских писателей] // Российская газета. — 2019. — 21 января . — С. 9.