Севастополь, ул. Ленина, 51 Россия
+7 (8692) 544-733 +7 (8692) 544-537
Центральная городскаябиблиотекаим. Л.Н. Толстого

А перстни – раздарила...

Даже если перед человеком, не слишком-то увлеченным русской литературой, одновременно выложить котелок Достоевского, косоворотку Блока и ботинки Маяковского, он ощутит подобие священного трепета. А теперь представьте, что чувствует посетитель выставки «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль», на которой собраны личные вещи не трех и даже не десяти, а сразу 24 классиков. В основном предметы гардероба, а также – то, без чего их представить невозможно – письменные принадлежности.

Лев Николаевич на протяжении жизни к моде относился по-разному: от стильного молодого человека до уверенности, уже в преклонных годах, что одежда должна быть проста и удобна в носке. Тут он все-таки немного лукавил, граф всегда оставался графом, – рассказывает автор идеи выставки, директор Музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатерина Толстая.

Ходил босым говорите? Вот, пожалуйста, сапоги, а вот и домашние тапочки – высокие, мягкие, в клеточку. Поклонники Burberry закусили бы губу: фирменную расцветку бренда автор «Войны и мира» носил задолго до них! А еще он продвинутый пользователь «гаджетов» – вряд ли у кого-то еще в то время была ручка с подсветкой или самозатачивающийся карандаш...

Нам часто кажется, что с бородкой, пенсне и бабочкой Чехов родился, но это совсем не так: пенсне писатель начал носить только в 38 лет, а до того, как у него появились средства, он, как и многие, носил один и тот же несчастный костюмчик, – говорит куратор Эрнест Орлов, указывая на витрину. В ней уже признаки состоятельности – белый в голубой горошек галстук, купленный Антоном Павловичем в Париже, рядом блестят изящные запонки.

А вот список «последнего поэта деревни» (рукопись стихотворения тут же) с пометкой «обязательно сделать»: отдать в чистку два костюма, в починку – смокинг, привести в порядок чемодан, заказать шелковую черную рубашку. Из личных вещей Сергея Есенина показаны домашние тапочки – в точь как у Маяковского, только размер поменьше, а из «народного» – лишь пара расшитых красными цветами манжет.

Но мужским гардеробом дело не ограничивается. Буквально друг напротив друга расположились платья Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В подлинности серого сарафана с пуговками на лифе сомневаться не приходится – рядом знаменитое фото, где Цветаева с дочерью именно в нем. А еще, говорят, поэтесса очень любила перстни, но в витрине – ни одного.

 

Ахматова – силуэт, скорее, античный. Прямое черное платье, сверху на одно плечо наброшена светлая кашемировая шаль. Лежат бусы-четки.

На втором этаже выставка переходит в более комичный формат: среди ярких стен можно улыбнуться карикатурам на писателей, а то и в голос посмеяться, прочитав нелицеприятные отзывы классиков друг о друге или воспоминания. Это уже пространство, где они будто сами между собой переговариваются, а ты словно ненароком подслушал.

Источник:

Бугулова, И. А перстни - раздарила... Гослитмузей представил путеводитель по стилю русских классиков // Российская газета. — 2019. — 18 октября. — С. 13.