домой каталог личный кабинет

Энциклопедия как жанр

Далеко не всех составителей справочной литературы можно назвать профессионалами. Существует мнение, что литературовед способен и может легко создавать литературные словари и энциклопедии. Но энциклопедия – это результат работы большого научного коллектива, а не одного человека. Энциклопедия – особый творческий жанр в литературе, вид справочника со своими законами и правилами. И главное из них – объективное представление документального материала, основанное на фактах и датах.
Доктор филологических наук Александр Николюкин на страницах «Литературной газеты» анализирует справочные издания, выходившие в разные годы в нашей стране.

Автор знакомит читателей с энциклопедией о Л.Н. Толстом и словарем о русских литературоведах ХХ века. По его мнению данную книгу о Толстом трудно назвать энциклопедией. Это сборник статей, предназначенный для работы учителя в школе. Поэтому исключено из него то, что в школе не изучается. Таковы его религиозно-философские труды, «Исследование догматического богословия», критика катехизиса Филарета, статьи о вегетарианстве, о медицине, рассказ «Что я видел в Ржановском доме» и многое другое.

Поскольку в Толстовской энциклопедии отсутствует именной указатель, найти нужную статью бывает нелегко. Чтобы найти Шекспира, необходимо помнить, что известная статья о нём называется «О Шекспире и о драме», и только тогда по списку произведений подойти к искомому. Но и тут нас ждёт разочарование. Составители энциклопедии почему-то решили, что читатели познакомились с парадоксальным взглядом Толстого на Шекспира уже в 1904 г., хотя известная статья Толстого появилась в газете «Русское слово» 12–23 ноября 1906 г. Таким энциклопедистам, очевидно, безразлично время написания и время первой публикации толстовской статьи, вызвавшей целый переполох в литературных кругах.

Пренебрегая фактической, текстологической стороной, авторы с упоением занимаются обычным анализом романов Толстого, превращая энциклопедию в сборник литературоведческих или критических статей. Совершенно непонятно, почему такой школьного уровня аналитический текст вздумалось назвать энциклопедией.

История работы Толстого над романом «Война и мир» сведена до одной фразы: «Крупнейшее произведение русской литературы, самое светлое и оптимистическое произведение Толстого, над которым писатель работал с 1863 по 1869 г.». Вместо истории замысла, этапов работы над рукописью, различных вариантов, работы Софьи Андреевны, семь или восемь раз переписывавшей рукопись, то есть вместо сведений по текстологии приведены лишь эпистолярные высказывания о начале работы. А всё остальное – анализ того же уровня. Повесть «Крейцерова соната» имеет интереснейшую издательскую историю, которая не заинтересовала автора статьи. После цензурного запрета 1889 г. и до появления в 13-м томе «Сочинений» Толстого эта повесть была без цензуры отпечатана (98 с.) в 1890 г. и читалась как самиздат в советские годы.

Многие русские писатели заслуживают издания энциклопедии, посвящённой их жизни и творчеству. Думается, образцовыми остаются две «Лермонтовские энциклопедии» – 1981 г. под редакцией В.А. Мануйлова и 2014 г. под редакцией И.А. Киселёвой. Но до сих пор у нас нет полной Пушкинской энциклопедии. Всё ещё впереди.

Энциклопедия – особый жанр литературы, который даёт читателю панорамное видение настоящего и прошлого. Пора научиться его делать, как умеют делать у нас профессиональную литературу.

Прочитать материал полностью можно в апрельском номере «Литературной газеты».

Николюкин А. Энциклопедия как жанр: (Далеко не всех составителей справочной литературы можно назвать профессионалами) // Литературная газета. - 2018. - 11-17 апреля. - С. 10.


Партнёры и поддержка

 

СВО год семьи общество русской культуры СБА пушкинская карта фонд культурных инициатив