Красное и чёрное отечественной прозы
Кому на этот раз досталась премия «Национальный бестселлер»
Обязанность настоящей литературы – изменить мир к лучшему.
26 мая в Санкт-Петербурге на Новой сцене Александринского театра развернулось действо, не уступающее многим современным театральным постановкам, – выбирали лауреата Всероссийской литературной премии «Национальный бестселлер».
В короткий список номинантов вошли: Василий Аксёнов с романом «Была бы дочь Анастасия», Мария Лабыч – роман «Сука», Дмитрий Петровский – роман «Дорогая, я дома», и Анна Старобинец с душераздирающей автобиографической историей о потере нерождённого ребёнка «Посмотри на него».
Самым раскрученным из всего списка был роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Произведение это в нынешнем сезоне было на слуху у литературных критиков. Более того, его уже отметили так или иначе практически всеми крупными литературными премиями.
С каждым высказыванием членов жюри становилось всё более ясно, что конкуренция за первое место развернулась между Алексеем Сальниковым и Дмитрием Петровским. Точку в голосовании поставила Татьяна Ахметгалиева, отдавшая голос Сальникову, который стал победителем премии «Национальный бестселлер».
Впервые в истории «Нацбеста» и вообще литературных премий в России в состав жюри вошёл человек, изучавший русский язык как иностранный. Элен Мела – профессор-славист парижской Сорбонны не стала заострять внимание на недостатках романов-конкурсантов, а со свойственной французам элегантностью перешла к цветовым ассоциациям, навеянным прочитанными текстами.
«Была бы дочь Анастасия» – белый цвет снега, зимы и духовных исканий героя. Василий Аксёнов подарил мне медленное путешествие в потоке завораживающего русского языка.
Девиз премии «Проснуться знаменитым!» в случае с Сальниковым, наверное, теряет чистоту эксперимента, если учесть, что скромное обаяние семьи Петровых помогло их создателю войти в короткие списки всех литературных премий.
Выйдя к микрофону, писатель был краток:
– Думаю, я не первый человек, который стоит на этой сцене и думает закрыть «Нацбестом» ипотеку.
Впрочем, авторам и читателям не стоит принимать всё очень близко к сердцу. Не надо забывать, что «Национальный бестселлер», как никакую другую премию, всегда отличают яркость, эпатажность и категоричность высказываний.
Все подробности в материале Марии Ануфриевой на страницах Литературной газеты.
Ануфриева Мария. Красное и черное отечественной прозы. Премию «Национальный бестселлер» любят и ненавидят за юмор и самокритику // Литературная газета. – 2018. – 30 мая. – С. 6.